Закон 217 фз комментарии

к закону 217-ФЗ

Закон 217 фз комментарии

Политик должен уметь предсказать, что произойдет завтра,

через неделю, через месяц и через год.

А потом объяснить, почему этого не произошло.

Сэр Уинстон Черчилль

О новом законе или кто такие дачники

Ну вот – это, наконец, случилось – закон подписан Президентом. Казалось бы, все вопросы должны отпасть, дискуссии прекратиться, осталось лишь научиться жить под этим новым законом.

Правда, вступает он в силу лишь через полтора года, и сразу напрашивается вопрос: зачем надо было так спешить с его принятием, закрыть все площадки публичных обсуждений (если таковые вообще существовали) — чтобы теперь выдохнуть и устроить полуторагодовые «каникулы»? С какой целью, если никаких действий по переходу к новому регулированию закон не предусматривает? Видимо, речь о том, чтобы принять его психологически. Сразу напрашивается мысль, что ничего хорошего дачников-садоводов не ждёт. Так чем же нас в итоге «одарили», чем новый закон принципиально отличается от прежнего?

Бросается в глаза уже название.

Если прежний закон был о некоммерческих объединениях садоводов, дачников и огородников, то есть предметом регулирования были юридические лица, то название нового в корне изменилось – это уже закон о ведении гражданами садоводства и огородничества, причём особо подчёркнуто, что для собственных нужд. Иными словами, предметом регулирования, исходя из названия, должны являться именно отношения, возникающие в связи с ведением гражданами указанной деятельности. Прекрасно! Именно это и написано в статье 1 закона.

Однако радоваться рано. Читаем статью 2: Настоящий федеральный закон определяет особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций, создаваемых гражданами для ведения садоводства и огородничества в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

Гора родила мышь: мы имеем всё тот же закон об юридических лицах – предмет регулирования не изменился, вторая статья закона противоречит первой и даже названию.

Как-то даже и читать далее не хочется после такого начала, однако приходится – нам ведь по этому закону жить… Но уже ясно, что никаких иных отношений, кроме членских, в законе нет и быть не может, ведь упомянутые организации корпоративные, состоящие из членов.

Как же в таком случае решена пресловутая проблема «индивидуалов», то есть не состоящих в членах добровольного объединения, однако ведущих садоводство или огородничество на его «территории» – проблема, не в последнюю очередь побудившая к принятию нового закона? Налицо интрига – это уже становится интересным.

Мы ведь знаем, как «элегантно» решён этот вопрос Президентом Республики Беларусь: членом можешь ты не быть, но тогда и от участка изволь избавиться, иначе за тебя это другие сделают (Указ Президента РБ от28 января 2008 г. № 50 «О мерах по упорядочению деятельности садоводческих товариществ»).

Ну что ж – законодатель нашёл другой путь, не менее элегантный: можешь не быть членом, и даже участок тебе оставят, только будешь платить взносы в той сумме, какую установит общее собрание членов. То есть главное – это взносы (денежки).

Платишь – ну и славно, не платишь – взыщем судом (у Лукашенко ещё проще — через нотариуса).

Стоп-стоп, а как же равенство прав граждан независимо от членства и имущественного положения, гарантированное статьёй 19 Конституции РФ? А что такое общее собрание членов? А это, оказывается, орган юридического лица! Что же получается – юридическое лицо, действуя через свой орган, возлагает обязательства на гражданина, не состоящего с ним в отношениях? А как же статья 1 ГК РФ, согласно которой и юридические, и физические лица равны, и в отношениях действуют своей волей и в своих интересах? А тут получается, что воля-то чужая. Так бывает, но это уже отношения не гражданские, а властно-распорядительные. Так что, законом учреждён новый орган власти – товарищество? А не кажется ли уважаемому читателю, что это покушение даже не на кодекс, а на сами основы гражданского права? А ну как подобным правом будут наделены все юридические лица, вплоть до булочных и парикмахерских? Осталось только наделить их территорией.

Да, какая-то интересная получилась загогулина. Но мы пойдём дальше: коль скоро вопросы вызывает уже само название закона и предмет его регулирования, логично хотя бы попытаться разобраться и в этом. Что мы слышали с высоких трибун при обсуждении закона? Цитирую по выступлению депутата О.Д.Валенчука на пленарном заседании Госдумы 15.03.

2017 (первое чтение законопроекта): «Ягод садоводы производят 90 %, картофеля — более 60, овощей и фруктов — более 50… ». Ну и красной нитью идёт утверждение, что садоводов у нас — более 60 миллионов.

Довеском идут слова о продовольственной безопасности страны, об экологически чистой продукции… Короче, без садоводов мы просто вымрем с голоду, как динозавры, или отравимся израильской морковкой.

В этой связи напрашивается первый и очевидный вопрос: если население питается с условных 6 соток (эта цифра — ещё один устойчивый мем), то чем в таком случае занимается Минсельхоз на оставшихся сельхозугодьях и почему в стране, озабоченной продовольственной безопасностью, нет никакого ведомства, отвечающего за садоводство? Пусть не ведомства, но хотя бы отдела какого завалящего? И что это за страна такая, что в ней не село кормит город, а горожане сами себя картофелем обеспечивают? Ведь дачники — это по определению горожане… Да и глаза меня не обманывают: много путешествуя по стране, что-то не вижу я за заборами «6 соток» плантаций, где бы производились те самые 60 % картофеля. В сёлах — вижу, на дачах — нет. А картофель, его ведь в банки не закатаешь, его хранить где-то надо. В городской квартире хранить его негде. Положим, я-то этот вопрос решил чисто инженерным способом, но таких — единицы. Так что извините, Олег Дорианович, но на все ваши слова отвечу словами Станиславского: «Не верю». Это ведь не собрание садоводов, где смету утверждают — давайте доказательства. Да и сам депутат оговорился, что Минсельхоз не верит этим цифрам, и парировал тем, что продукция эта — не товарная, по сводкам не проходит.

Однако так ли это в действительности? Ведь у нас в 2006-м году проводилась Всероссийская сельскохозяйственная перепись, проводятся также выборочные опросы.

Логичным было бы и обратиться к этим данным, прежде чем выходить на трибуну, не так ли? Но есть опасность, что в таком случае слова будут уже не такими громкими — электорат не возбудится… Чем специалист отличается от дилетанта? Специалист оперирует и мыслит цифрами.

К великому сожалению, в стране, где условные физики опущены до положения париев, на трибунах мы видим в основном «лириков»: артистов, спортсменов, журналистов, юристов. Не хочу сказать ничего обидного в чей-то конкретный адрес, но для них что 60 миллионов, что 60 % — просто звуки.

Сам слышал как-то от одного из депутатов такие слова: «Растёт в тригонометрической прогрессии». Важна интонация, с которой это произнесено, а тут артистам и телеведущим нет равных, убедят кого хочешь. Однако, если мы хотим руководствоваться не эмоциями, а фактами, без цифр не обойтись.

Посчитать производство ягод, конечно, задача не из простых, а вот с картофелем проще. Есть такая вполне себе авторитетная организация — Картофельный союз. Уж там-то знают об этой культуре всё. Цитирую по его сайту:

Сколько ни старались отучить русского человека сажать картошку, ничего не вышло. По данным Росстата, в 2014 году в России было собрано 31,5 млн тонн картофеля, из которых 25,3 млн тонн (80%) — в хозяйствах населения. В 1990-х показатель и вовсе приближался к 100%: в личных приусадебных хозяйствах, на дачах и огородах в 1993-1997 годах выкапывали по 30-35 млн тонн (пик пришелся на 1995-й).

Это делает РФ третьим по размеру производителем картофеля в мире (8% мирового производства) после Китая (96 млн тонн) и Индии (45 млн тонн). Далее идут Украина (22 млн тонн, данные 2013 года) и США (20 млн тонн).

Точность официальных оценок настораживает: как узнать, сколько в России огородов, да еще как на них растет картошка? В Росстате заверяют, что погрешность если и есть, то небольшая.

Подсчеты основаны на итогах Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года (следующая пройдет уже в 2016-м) и дополняются выборочными интервью дважды в год.

Согласно им, в РФ 23 млн личных индивидуальных и подсобных хозяйств (65% — в сельских поселениях и 34% — в городских) и 14 млн земельных участков садоводов, огородников и дачников.

В ЛПХ трудится 37-40 млн человек, что, по данным переписи, соответствует численности сельского населения. В садах и огородах — еще около 20 млн. Итого 60 млн человек, почти половина населения. Похожие данные приводит и ФОМ: 51% россиян имеют свой участок, почти все (47%) выращивают там овощи или фрукты, а 37% — картофель. С 2008 года число желающих выращивать увеличилось с 5% до 7%.

Большая часть картофеля, который производит население, выращивается на селе: на дачи, сады и огороды из-за небольшого размера земельных участков приходится не более 14%. В деревне нет источников дополнительного заработка, поэтому выращивание продуктов для себя действительно полезно.

Даже с учетом того, что 50% урожая будет выброшено, при медицинской норме индивидуального потребления 110 кг в год с сельских 11 соток можно накормить трех-четырех человек (500 кг) — себя и детей, живущих в городе. А вот дачные 4 сотки прокормят, пожалуй, только того, кто их засеял.

Источник: https://spb-dacha.ru/articles/193-kommentarii-k-zakonu-217-fz.html

ПредисловиеГлава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Статья 2. Правовое регулирование отношений в области ведения гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Статья 4. Организационно-правовая форма некоммерческой организации, создаваемой гражданами для ведения садоводства или огородничества
Статья 5. Ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, без участия в товариществе
Статья 6. Ведение садоводства или огородничества на садовых или огородных земельных участках без создания товариществаГлава 2. Создание товарищества

Статья 7. Цели создания и деятельности товарищества

Статья 8. Устав товарищества
Статья 9. Порядок создания товарищества
Статья 10. Порядок принятия решения об учреждении товариществаГлава 3. Членство в товариществе

Статья 11. Права и обязанности члена товарищества

Статья 12. Основания и порядок принятия в члены товарищества
Статья 13. Основания и порядок прекращения членства в товариществе
Статья 14. Взносы членов товарищества
Статья 15. Реестр членов товариществаГлава 4. Управление товариществом и контроль за его деятельностью

Статья 16. Органы товарищества и ревизионная комиссия (ревизор)

Статья 17. Компетенция общего собрания членов товарищества
Статья 18. Правление товарищества
Статья 19. Председатель товарищества
Статья 20. Ревизионная комиссия (ревизор) товарищества
Статья 21. Ведение делопроизводства в товариществеГлава 5. Предоставление садовых земельных участков и огородных земельных участков, строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках

Статья 22. Предоставление садовых земельных участков и огородных земельных участков, земельных участков общего назначения

Статья 23. Особенности образования земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, особенности строительства объектов капитального строительстваГлава 6. Имущество общего пользования

Статья 24. Имущество общего пользования, образование земельных участков общего назначения

Статья 25. Право собственности на имущество общего пользованияГлава 7. Поддержка органами государственной власти и органами местного самоуправления ведения садоводства и огородничества

Статья 26. Формы и порядок поддержки ведения садоводства и огородничества

Глава 8. Реорганизация и ликвидация товарищества

Статья 27. Реорганизация товарищества

Статья 28. Ликвидация товариществаГлава 9. Заключительные положения

Статья 29. О внесении изменения в Федеральный закон “О занятости населения в Российской Федерации”

Статья 30. О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС”
Статья 31. О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О недрах”
Статья 32. О внесении изменения в Закон Российской Федерации “О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы”
Статья 33. О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации
Статья 34. О внесении изменений в Федеральный закон “О ветеранах”
Статья 35. О внесении изменения в Федеральный закон “Об особо охраняемых природных территориях”
Статья 36. О внесении изменения в Федеральный закон “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”
Статья 37. О внесении изменений в Федеральный закон “О сельскохозяйственной кооперации”
Статья 38. О внесении изменения в Федеральный закон “О некоммерческих организациях”
Статья 39. О внесении изменений в Федеральный закон “Об ипотеке (залоге недвижимости)”
Статья 40. О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации
Статья 41. О внесении изменений в Федеральный закон “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации”
Статья 42. О внесении изменения в Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”
Статья 43. О внесении изменения в Федеральный закон “О государственной гражданской службе Российской Федерации”
Статья 44. О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации
Статья 45. О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации
Статья 46. О внесении изменения в Водный кодекс Российской Федерации
Статья 47. О внесении изменения в Федеральный закон “О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации”
Статья 48. О внесении изменения в Федеральный закон “О муниципальной службе в Российской Федерации”
Статья 49. О внесении изменений в Федеральный закон “О кадастровой деятельности”
Статья 50. О внесении изменений в Федеральный закон “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”
Статья 51. О внесении изменения в Федеральный закон “О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О недрах” и отдельные законодательные акты Российской Федерации”
Статья 52. О внесении изменений в Федеральный закон “О государственной регистрации недвижимости”
Статья 53. О признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации
Статья 54. Переходные положения
Статья 55. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

Источник: https://kommentarii.org/2018/sadovod/

Обзор Федерального закона № 217-ФЗ от 29 июля 2017 года – Закон о дачной жизни

Закон 217 фз комментарии

29 июля 2017 года был принят новый Федеральный закон № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон), который устанавливает новые правила создания и функционирования ТСН в форме СНТ, ОНТ. Он начнет действовать с 1 января 2019 года, и призван заменить сохраняющий силу до указанной даты Федеральный закон от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

Речь пойдет только о тех ТСН, которые созданы по типу СНТ, ДНТ, ОНТ и регулируются (до 2019 года) Федеральным законом от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Именно такие ТСН подверглись реформированию. Если Вы прочитаете эту статью до конца, Вы сможете понять суть всех принятых изменений.

Новый Закон посвящен, в том числе, регламентации отношений собственности по поводу обслуживающей садовые и огородные земельные участки инфраструктуры, определению прав и обязанностей собственников и иных законных владельцев, садовых и огородных земельных участков по содержанию и управлению ею.

Для этой цели вводится понятие территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд.

 В ее границах находятся обслуживаемые  индивидуальные земельные участки (садовые либо огородные), общая инфраструктура и допускается существование (создание) одного садоводческого (огороднического) некоммерческого товарищества для управления имуществом общего пользования.

Критерием предусмотренного Законом деления земельных участков на садовые и огородные (участки для дачного строительства причислены к садовым) выступает наличие либо отсутствие права возводить на них объекты недвижимости. В отличие от садовых участков, на огородных не допускается строительство жилых, садовых домов и иных хозяйственных построек, относящихся к объектам недвижимости.

Введено понятие садового дома. Садовый дом, равно как и жилой дом – здание, предназначенное для удовлетворения бытовых и иных нужд граждан, однако в отличие от жилого, садовый дом служит лишь для временного пребывания в нем граждан (сезонного использования), соответственно, относится к зданиям нежилого назначения. 

Что отменили?

1. Федеральный закон № 66-ФЗ утратит силу с 01 января 2019 года. С 2019 года садоводческие и огороднические товарищества будут регулироваться Законом 217-ФЗ;

2. Отменили ДНТ как организационно-правовую форму, оставили только две: СНТ и ОНТ (см. статью 4 Закона 217-ФЗ). Причины такого решения остаются загадкой;

3. Отменили обязанность участвовать во всех проводимых общих собраниях;

4. Отменили право членов товарищества определять размер платы для членов товарищества и индивидуальных садоводов. Теперь все расходы и тарифы должны будут утверждаться на общем собрании всех собственников;

5. Юридические лица теперь не могут быть членами ТСН по типу СНТ и ОНТ (часть 1 ст. 12 Закона 217-ФЗ);

6. Председатель правления или учредители не смогут самостоятельно выбирать, в каком банке открыть расчетный счет на ТСН. Теперь решение об открытии и закрытии банковских счетов может принять только общее собрание членов (пункт 8 части 1 ст. 17 Закона 217-ФЗ).

Что ввели новое?

1. В законе даются законодательные определения некоторым объектам (например, садовый земельный участок, садовый дом, имущество общего пользования, земельные участки общего назначения):

2. Запретили создавать несколько ТСН по типу СНТ в рамках одной территории, если ее границы утверждены проектной документацией;

3. Ввели новое минимальное количество учредителей – не менее 7 человек. При этом решение о создании такого ТСН принимается единогласно (100% ). Если в товариществе менее 7 членов, оно подлежит ликвидации;

4. Количество членов правления товарищества не может быть менее трех человек и должно составлять не более пяти процентов от общего числа членов;

5. Председатель правления ТСН не может выдать доверенность с правом передоверия (п. 6 части 1 ст. 19 Закона 217-ФЗ);

6. Ввели очно-заочное ание для принятия решений на общих собраниях. И это очень удобно и хорошо, испробовано на ТСЖ;

7. Улучшилось положение индивидуальных садоводов (то есть собственников, которые не являются членами товарищества). Теперь индивидуальные садоводы имеют право не только присутствовать на общих собраниях, но и ать по отдельным вопросам на общем собрании членов товарищества, а именно:

  • принимать решение о приобретении земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности;
  • принимать решение по распоряжению всем общим имуществом, начиная от земельных участков, заканчивая шлагбаумами и видеокамерами;
  • определять порядок пользования общим имуществом;
  • принимать решения о передаче недвижимости общего пользования в общую долевую собственность, или в собственность муниципальной власти, или в собственность государства (субъекта РФ);
  • определять размер и срок внесения взносов, порядок расходования целевых взносов, определять плату за приобретение, создание, содержание имущества общего пользования, текущий и капитальный ремонт объектов капитального строительства, относящихся к имуществу общего пользования и расположенных в границах территории садоводства или огородничества, за услуги и работы товарищества по управлению таким имуществом(проще говоря, смету доходов и расходов теперь определяют не члены товарищества, а все собственники недвижимости). Кроме того, теперь все эти вопросы будут решаться квалифицированным большинством (2/3 от участников собрания);
  • Утверждать финансово-экономическое обоснование размера всех взносов.

8. Регламентирован порядок ведения садоводства без создания товарищества (ст. 6 Закона 217-ФЗ);

9. В части 7 ст. 10 Закона 217-ФЗ указали однозначно, что учредители ТСН по типу СНТ или ОНТ являются членами такого товарищества после его создания. Казалось бы, что все логично, ведь как может быть иначе? Разве учредители могут не быть членами товарищества? Такие вопросы часто возникают при создании любого ТСН.

10. Максимальный срок полномочий правления и председателя правления продлили с двух до пяти лет (часть 5 ст. 16 Закона 217-ФЗ). При этом возможно досрочное переизбрание правления и председателя в любой момент;

11. Убрали еще один пробел в законодательстве. Раньше было непонятно, кто управляет товариществом в период между окончанием полномочий одного правления и избрания нового.

Теперь закон говорит об этом прямо: «Лица, избранные в исполнительные органы товарищества, продолжают осуществлять свои полномочия до избрания новых исполнительных органов товарищества» (часть 6 ст.

16 Закона 217-ФЗ).

12. Расширился круг вопросов, для принятия которых требуется квалифицированное большинство (2/3 от числа участников собрания), а именно:

  • изменение устава товарищества;
  • избрание органов товарищества (председателя товарищества, членов правления товарищества), ревизионной комиссии (ревизора), досрочное прекращение их полномочий;
  • определение условий, на которых осуществляется оплата труда всех работников по трудовым договорам;
  • принятие решения о приобретении товариществом земельных участков;
  • принятие решения о создании (строительстве, реконструкции) или приобретении имущества общего пользования, о порядке его использования;
  • принимать решения о передаче недвижимости общего пользования в общую долевую собственность, или в собственность муниципальной власти, или в собственность государства – субъекта РФ (ч. 8 ст. 25, п. 6 ч. 3 ст. 26, ч. 7 ст. 26 Закона).
  • распределение образованных на основании утвержденной документации по планировке территории садовых или огородных земельных участков между членами товарищества;
  • утверждение приходно-расходной сметы товарищества и принятие решения о ее исполнении;
  • определение размера и срока внесения различных взносов;
  • принятие решений о реорганизации и ликвидации товарищества;
  • утверждение финансово-экономического обоснования размера взносов.

13. Правовое положение недвижимого имущества общего пользования отличается от движимого: на него не может быть обращено взыскание, при ликвидации товарищества оно безвозмездно передается в общую долевую собственность собственников земельных участков в границах территории садоводства (огородничества) (ч. 2 ст. 28 Закона).

14. Наконец-то закон предусматривает новые способы уведомления членов ТСН о проводимых собраниях и их итогах, а именно (части 13 и 14 ст. 17 Закона 217-ФЗ):

  • заказным письмом на адрес регистрации члена ТСН;
  • цитата из закона дословно: «при наличии электронного адреса уведомление направляется только в форме электронного сообщения». Таким образом, на федеральном уровне признали надлежащим уведомление по электронной почте (раньше это было только в уставах отдельных товариществ);
  • на сайте ТСН (при его наличии);
  • на информационном щите;
  • в СМИ субъекта РФ.

15. Как и раньше, уведомлять о проведении собрания нужно не позднее, чем за 14 дней до его начала. Частью 17 статьи 17 Закона 217-ФЗ определено, что не позднее, чем за 7 дней инициаторы собрания должны довести до общего сведения (разместить или разослать) все материалы, по которым будут приниматься решения на общем собрании;

16. Протокол каждого общего собрания членов должен быть подписан всеми членами этого ТСН, которые участвовали в собрании (часть 25 ст. 17 Закона 217-ФЗ);

К сожалению не освещенным остался вопрос о статусе садоводческих и огороднических товариществ в отношениях по предоставлению коммунальных ресурсов правообладателям земельных участков на индивидуальные нужды.

Противоречивая судебная практика, то применяющая по аналогии жилищное законодательство к данным отношениям, то отрицающая возможность такого применения со ссылкой на специальный закон, давно свидетельствует о правовой неопределенности в данной сфере.

Остается надеяться, что законодатель успеет устранить данный пробел, внеся необходимые изменения до вступления Закона в силу.

Источник: http://domdomof.ru/site/detail-article/23

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.