Изменение кадастровой стоимости земли

Содержание

Изменения кадастровой стоимости земельных участков

Изменение кадастровой стоимости земли

Под кадастровой стоимостью понимают цену участка, которая устанавливается после проведения государственной оценки, определяющей отдельные показатели, на основании которых рассчитывают цену по конкретным категориям наделов.

Кроме значений стоимости, установленных на федеральном уровне, отдельные виды цены могут устанавливаться в результате рассмотрения частных случаев по спорам, инициируемых собственниками наделов.

Как часто меняется?

Показатели кадастровой стоимости имеют различные значения для отдельно взятых категорий земель, в основном отличающихся по своему назначению или полезному качеству.

Периодически цены определенных категорий наделов пересматриваются. Часто это связано с тем, что с течением времени изменяются основные показатели, которые оказывают существенное влияние на его стоимость.

В общем порядке процедура переоценки определяется Федеральными законами, а сами сроки устанавливаются Государственным Кадастром Недвижимости.

Существуют временные рамки, в пределах которых осуществляется процедура переоценки кадастровой стоимости.

Так, максимальный срок ограничивается 5 годами, а минимальный составляет 2 года – в данном случае основным фактором, на какой опираются при пересмотре цен, это регион, в котором зарегистрирован участок.

В некоторых случаях пересмотр кадастровой стоимости может инициироваться досрочно.

В частности, такими случаями могут быть:

  • Изменение площади участка земли в сторону уменьшения или увеличения;
  • Проведение межевания земель;
  • Изменение назначения участков. К примеру, переход из земли для выращивания сельскохозяйственных культур в наделы для индивидуального жилого строительства автоматически увеличивает цену;
  • Ввод в эксплуатацию объекта, построенного на определенном участке земли. Как правило, такие действия значительно увеличивают цену надела;
  • При значительном развитии инфраструктуры вокруг земельного участка, поскольку наличие в непосредственной близости к ним больниц, школ, детских садиков и прочих объектов значительно увеличивает его ценность;
  • Изменение показателей по текущим рыночным ценам.

Переоценка земли за прошлые годы

Массовая переоценка земель была произведена еще в 2014 году, причем результат ее был таков, что в некоторых регионах рассчитанный показатель значительно превышал рыночную стоимость наделов.

Такая ситуация привела к тому, что собственники многих участков, не согласных с таким фактом, посчитали рост необоснованным, и инициировали большое количество судебных разбирательств по оспариванию установленной на государственном уровне стоимости.

Не менее существенным изменением в кадастровой стоимости стали поправки к законам, введенные в действие в декабре 2016 года, когда относительно всех категорий земельных участков произошло значительное увеличение показателей.

Прогноз

Согласно принятому Федеральному закону ФЗ № 360 от 03.07.2016 с действующими на данный момент поправками на территории всех регионов рост кадастровой стоимости на некоторое время приостановлен – вплоть до 1 января 2020 года она не будет пересматриваться.

По окончанию данного периода цена на участки будет пересмотрена, но уже согласно ФЗ № 237 «О государственной кадастровой оценке» данным процессом под надзором Росреестра будут заниматься независимые учреждения бюджетной сферы.

Значение кадастровой стоимости оказывает существенное влияние на следующие моменты:

  • Расчет оплаты за аренду земель при определенных условиях;
  • Величину земельного налога, который определяется в процентном соотношении к кадастровой стоимости.

Наиболее значимым в данном случае является именно влияние на расчет налога, поскольку практически каждый собственник земельного участка за редким исключениями льготных групп несет обязательство совершения таких перечислений в бюджет страны.

Именно на основании кадастровой стоимости одного квадратного метра земли определяется общая цена участка путем умножения площади земли на единицу показателя.

Вычисление налога осуществляется также на основании процента, определенного для каждой отдельной категории земель, при этом средняя ставка находится на уровне 0,3% и может значительно колебаться как в большую, так и меньшую сторону.

Как изменить при нарушении прав

При значительном завышении цен каждый собственник земельного участка имеет возможность оспорить установленное значение.

Для оспаривания цены в первую очередь необходимо иметь основания для такого действия.

Стоит понимать, что определение кадастровой стоимости осуществляется на основании конкретных показателей – местонахождения, особенностей объектов недвижимости, назначению надела, изменений на рынке.

Если изменилась кадастровая стоимость земельного участка, а какие-либо из факторов не были приняты во внимание или же данные искажены, владелец земли имеет право на оспаривание.

Куда обращаться?

На данный момент поменять кадастровую стоимость в частном порядке можно двумя возможными способами.

  • Административный способ. При этом направляется заявление в Росреестр от непосредственного собственника земельного участка.
  • Судебный. Обращение в суд возможно только после того, как имел место досудебный порядок урегулирования вопроса и последовал отказ в таком действии от Росреестра.

При обращении как в административном так и в судебном порядке владелец участка должен иметь реальные основания на уменьшение кадастровой стоимости, которые можно подтвердить или имеющимися документами или проведением дополнительной экспертизы.

Какие документы нужны, чтобы чтобы пересмотреть значение?

При обращении о необходимости пересмотреть кадастровую стоимость перечень документации выглядит следующим образом:

  • Кадастровый паспорт участка земли;
  • Отчет о рыночной цене земельного надела;
  • Свидетельство о праве собственности на землю;
  • Отдельное заключение эксперта в том случае, если рыночная цена отличается от кадастровой.

Планируется ли повышение налога?

Вопрос повышения налогов на земельные участки и увеличения показателя кадастровой стоимости земли связан неразрывно и на данный момент беспокоит как обычных граждан, так и физических и юридических лиц, поскольку для многих из них величина ежегодного взноса в бюджет становится достаточно большим расходом.

За последние несколько лет наметилась тенденция к продаже участков, которые не приносят прибыли и становятся обременением для их владельцев, не имеющих достаточного дохода, для того, чтобы оплатить налог в полной мере.

Стоит отметить, что новый принцип вычисления налога на основании кадастровой стоимости стал применяться не так давно – еще до 2015 года он рассчитывался исходя из балансовой цены земли.

На данный момент осуществляется постепенный переход именно на расчет от кадастровой стоимости, в связи с чем размер налогов увеличивается и такая тенденция на ближайшее время сохранится.

В общем увеличение налогообложения осуществляется поэтапно – с 2015 до 2020 года рост ставки происходит постепенно (ежегодно на 20%) и, в связи с этим, и те суммы, которая положены к оплате за собственность, аналогичным образом становятся больше.

С одной стороны, как утверждают эксперты, повышение размеров поступления в бюджет страны является необходимой мерой, которая поможет изыскать средства на развитие инфраструктуры, финансирование модернизации различных объектов.

Однако, с другой стороны, каждый отдельный собственник земельного участка не всегда может выделить такую сумму средств.

Больше всего значительным увеличением расходов обеспокоены предприниматели, относящиеся к малому и среднему бизнесу, особенно те, которые заняты деятельностью в сфере сельского хозяйства – именно для таких категорий кадастровая стоимость за последнее время выросла больше всего.

Смотрите интересный видеоматериал, в котором юрист рассказывает о целесообразности и способах снижения кадастровой стоимости земельного участка.

Заключение

Итак, кадастровая стоимость участков определяется на основании показателей земли, которые могут меняться с течением времени. В соответствии с принятыми законами величина земельного налога находится в прямой зависимости от кадастровой стоимости и ежегодно будет увеличиваться.

При наличии оснований на пересмотр и уменьшение установленной цены на земельный участок ее собственник имеет право обжаловать ее в административном или судебном порядке.

Источник: https://stroim-domik.org/podgotovka/zemelnyj-uchastok/kadastr/stoimost/kak-izmenyaetsya

Изменение кадастровой стоимости земли

Изменение кадастровой стоимости земли

Для наиболее точной идентификации земельного объекта, ему присваивается уникальный кадастровый номер.

Исходя из местоположения земельного участка в пространстве, его функциональности и ряда других параметров высчитывается кадастровая стоимость, на которой основана уплата налогов и определение наиболее вероятной цены продажи земельного участка.

В последнее время участились случаи, когда кадастровая стоимость земли слишком высока, из-за чего налоговое бремя значительно возрастает. При чрезмерной стоимости земли, которая завышена необоснованно, владелец имеет полное право на изменение кадастровой стоимости земли.

+7 (499) 213-08-40

Данные, касающиеся земельных участков, в том числе и данные по кадастровой стоимости земли содержатся в специальном кадастре, за состояние которого отвечают выделенные государственные органы и являются основополагающими при изменении кадастровой стоимости земли. По действующим актам каждый участок земли должен иметь свой собственный номер, представляющий собой числовой код, благодаря чему местоположение и стоимость земли может быть вычислена буквально в течение пары минут.

Согласно Конституции Российской Федерации, вся земля, относящаяся к территории нашего государства, представляет собой недвижимое имущество, которое облагается налогом. Кроме этого, довольно большие площади земли находятся в собственности у государства или субъектов страны.

Согласно Российскому законодательству, земля может сдаваться в аренду или приватизироваться гражданами страны. Для верного исчисления налогового бремени и недопущения разного рода путаницы в случае, если участок был взят в аренду у государства, и была введена такая единица, как кадастровая стоимость земли.

Кадастровая стоимость земли должна быть обоснована

Вся информация, касающаяся кадастровой стоимости земли, находится в ЕГРН. Для того, чтобы узнать эти данные, можно запросить соответствующую выписку ЕГРН в многофункциональном центре или же в кадастровой палате. Такой возможностью вправе воспользоваться любой гражданин, причем он может сделать лично или же с помощью разного рода виртуальных ресурсов.

Когда интересующееся лицо считает, что стоимость завышена и в той или иной мере затрагивает его интересы, то он может обратиться в специальные органы за соответствующим разъяснением.

В течение месяца государственные органы обязаны отреагировать на это обращение и обосновать, в связи с чем установлена подобная цена. Если же заявитель по-прежнему уверен, что кадастровая стоимость земли завышена, он вправе обратиться в суд с заявлением о изменении кадастровой стоимости земли в сторону снижения.

На основании чего определяется кадастровая стоимость земли

Кадастровая стоимость земельного участка основывается на законе «Об оценочной деятельности в РФ» от 29 июля 1998 года. Этот документ подразумевает, что местные или региональные власти должны производить переоценку земельных участков не чаще одного раза в три года, но и не реже, чем раз в пять лет.

Как правило, постановка земельного участка на кадастровый учет подразумевает использование массовых методов. Вследствие такого факта кадастровая стоимость земли может быть значительно больше по сравнению с рыночной.

Заинтересованные лица в случае необходимости имеют предусмотренное законодательством право оспорить результаты подобной оценки во внесудебном порядке путем подачи жалобы об изменение кадастровой стоимости земли в специальную комиссию, которая причислена к Росреестру.

Если же выводы данной комиссии заявителя не устраивают, то он может обратиться в судебную инстанцию путем подачи искового заявления об изменении кадастровой стоимости земли. В качестве инициаторов разбирательства могут выступать:

Как правило, ключевой причиной для изменения кадастровой стоимости земли выступает повышение налогового бремени. Соответственно, при снижении этого параметра, величина уплаты налогов становится значительно меньше.

При слишком высокой, и зачастую, необоснованной стоимости участка будут значительно возрастать расходы граждан, в пользовании которых находится данная земля. Стоит отметить, что для того, чтобы реально изменить кадастровую стоимость земли, придется привести веские основания, лишь одного желания заявителя в этом случае будет недостаточно.

Основания для изменения кадастровой стоимости земли

Чтобы изменить кадастровую стоимости земли, необходимо, как уже говорилось выше, привести серьезные обоснования. К рассмотрению заявление будет принято в случае, если затронуты следующие моменты:

Каждый из этих факторов придется подтверждать в документальном порядке. В противном случае органы Росреестра не примут заявление гражданина или юридического лица об изменении кадастровой стоимости земли к рассмотрению.

В частности, если участок был переведен из категории садового товарищества в категорию земель, отведенных под индивидуальное жилищное строительство, то его стоимость будет сильно изменена. Соответственно, пересмотр кадастровой цены должен быть осуществлен.

Какие документы необходимы для изменения кадастровой стоимости земли

Физическое или юридическое лицо, которое намеревается изменить кадастровую стоимость земли, обязано собрать пакет документов. В нем в обязательном порядке должны быть прописаны требования и обстоятельства, на базе которых этот факт должен совершиться.

Обычно работники Росреестра при рассмотрении жалобы об изменении кадастровой стоимости земли требуют от заявителя следующие документы:

Если в Росреестре было отказано в пересмотре, то можно обратиться в суд общей юрисдикции по месту нахождения земельного участка с исковым заявлением об изменении кадастровой стоимости земли. Кроме того, придется приложить квитанцию об оплате соответствующей государственной пошлины.

К исковому заявлению об изменении кадастровой стоимости земли обязательно приложите официальный отказ Росреестра.

Оспаривать кадастровую стоимость следует при соблюдении следующей последовательности действий:

Согласно действующему законодательству, можно миновать подобные действия и сразу обратиться в суд. Для этого придется привлекать независимых оценщиков, которые должны иметь соответствующую лицензию на проведение работ.

С высокой долей вероятности при наличии такого документа на руках работники Росреестра не примут пакет документов к рассмотрению и выдадут отказ, на основании которого можно сразу обращаться в суд с иском об изменении кадастровой стоимости земли.

+7 (963) 775-07-27

Источник: https://www.urvedo.ru/izmenenie-kadastrovoj-stoimosti-zemli.html

Четыре способа оспорить кадастровую стоимость. Какие действия помогут платить за землю меньше?

Изменение кадастровой стоимости земли

Как повлиять на кадастровую стоимость до ее утверждения? Когда изменение режима использования участка поможет уменьшить платежи за землю? Какие шаги нужно предпринять, прежде чем подавать заявление в суд?
Решение: повлиять на кадастровую стоимость помогут замечания к проекту отчета об оценке. Чтобы снизить платежи, измените вид разрешенного использования земельного участка с текущего на более выгодный. Прежде чем идти в суд, подготовьте документы, которые подтвердят соблюдение претензионного порядка и полномочия лица оспаривать кадастровую стоимость.

Способ № 1. До-досудебный. Повлияйте на кадастровую стоимость до утверждения результатов оценки

Закон указывает только портал государственных и муниципальных услуг, но не исключаются иные способы, например, ГБУ может предусмотреть такую функцию на своем сайте.

Чтобы оспорить кадастровую стоимость до утверждения, ознакомьтесь с ее проектом и направьте возражения. Закон требует публиковать проект отчета об оценке. Заинтересованное лицо вправе ознакомиться с ним в фонде данных государственной кадастровой оценки в течение шестидесяти дней с даты опубликования (ч. 12 ст.

14 Федерального закона от 03.07.16 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», далее — закон № 237ФЗ). Чтобы повлиять на кадастровую стоимость, направьте возражения в течение пятидесяти дней с даты публикации результатов (ч. 15 ст. 14 закона № 237-ФЗ).

Бюджетное учреждение или многофункциональный центр принимает замечания, если они касаются конкретного объекта недвижимости. Требования к замечаниям и порядок их подачи устанавливает часть 16 статьи 14 закона № 237-ФЗ. Они минимальны: помимо изложения того, с чем не согласен заявитель, он указывает свои Ф.И.О.

или наименование, контактные данные и кадастровый номер и (или) адрес объекта недвижимости, в отношении которого допущена ошибка. Заявитель вправе сослаться на конкретные номера страниц проекта отчета, а также приложить документы в подтверждение своей позиции.

Подать замечания можно любым способом: в бюджетное учреждение либо в многофункциональный центр, лично или по почте, а также через интернет.

Каждые пять дней в сети публикуются обновленные варианты отчета, информация о принятых и непринятых замечаниях, а также конкретные номера объектов, кадастровая стоимость которых изменилась. Все замечания должны быть рассмотрены бюджетным учреждением, а исправления в отчет внесены до окончания срока размещения отчета на сайте (ч. 22 ст. 14 закона № 237-ФЗ).

Закон не называет конкретную дату, до которой проект отчета размещается в сети.

С учетом необходимости опубликовать акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости (не позднее 30 ноября), а также сроков на рассмотрение замечаний от заинтересованных лиц, на проверку отчета Росреестром и на его утверждение органом власти субъекта можно подсчитать, что публиковаться такие проекты будут не позднее августа—сентября (ст. 14–15 закона № 237-ФЗ).

Nota bene!
Прежде чем обратиться к оценщику, уточните, есть ли у него ЭЦП. Отчет как в комиссию, так и в суд нужен не только в бумажном виде, но и в форме электронного документа, подписанного электронно-цифровой подписью (абз. 22 ст. 24.18 закона № 135-ФЗ).

Недостатки правового регулирования привели к следующей ситуации: в 2015 году в Кемеровской области проводилась кадастровая оценка земель населенных пунктов. В сентябре 2015 года в фонде данных ГКО появился проект отчета.

На него не поступило ни одно замечание от частных лиц, но в конце срока размещения отчета замечания подали муниципалитеты. Замечания касались не конкретных участков, а отчета в целом. Исправления вносились, когда срок размещения отчета в фонде данных истек.

В итоге после опубликования результатов государственной кадастровой оценки в конце ноября (решение КУГИ КО от 25.11.

15 N 4–2/3904) стоимость участков по сравнению с первоначальным вариантом существенно выросла (например, цена земли для промышленного использования в Беловском районе КО выросла в три раза). Пострадали интересы собственников участков.

Способ № 2. Досудебный. Обратитесь в комиссию при Росреестре

Если не удалось снизить кадастровую стоимость до ее утверждения, оспорьте ее результаты. Для этого нужно обратиться в комиссию при Росреестре.

Подайте заявление после того, как на сайте регионального правительства появились результаты кадастровой стоимости, но до того, как пройдет очередная государственная кадастровая оценка.

Она проводится не реже чем раз в пять лет, не чаще раза в три года, в городах федерального значения — не чаще одного раза в два года (ст. 11 закона № 237-ФЗ).

Чем раньше оспорить кадастровую стоимость, тем меньше проблем будет в будущем (например, ИФНС начисляет налоги с утвержденной стоимости, пока ее не оспорит заинтересованное лицо).

К заявлению приложите следующие документы:

— выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;

— нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости;

— доказательства, которые подтверждают недостоверность сведений об объекте (если причина пересмотра кадастровой стоимости — недостоверность сведений);

Полезный совет: на сайте Росреестра найдите протоколы рассмотрения заявлений, в которых указаны конкретные оценочные компании, чьи отчеты рассматривала комиссия. Проанализировав несколько протоколов, можно найти тех оценщиков, отчеты которых устраивают комиссию чаще всего.

— отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа (когда заявитель требует установить рыночную стоимость объекта).

Направлять документы в комиссию обязательно, если заявитель — компания. Заявитель — физическое лицо вправе подать документы сразу в суд (ст. 24.18 закона № 135-ФЗ). Такой порядок имеет много плюсов.

Например, заявителю проще собрать пакет документов и направить своего представителя. Закон не требует прилагать экспертное заключение к отчету (п. «а» ч. 8 ст. 3 Федерального закона от 02.06.16 № 172-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»).

В заседании комиссии может принять участие любое лицо, не обязательно юрист.

Комиссия рассматривает спор быстрее, чем суд, — в течение месяца (ст. 24.18 закона № 135-ФЗ), в то время как судебное разбирательство займет как минимум два месяца (без назначения по делу судебной экспертизы, месяца на вступление решения в силу и сроков апелляционного обжалования).

Обращаться в комиссию можно неограниченное количество раз, а значит, на этом этапе у владельца участка больше шансов оспорить кадастровую стоимость или учесть ошибки до подачи заявления в суд.

Если оспорить кадастровую стоимость помешает неверно составленный отчет, заявителю достаточно заменить оценщика и обратиться повторно. Если суд откажет в административном иске, заявитель не сможет повторно оспорить кадастровую стоимость на ту же дату в отношении того же объекта (п.

27 постановления Пленума ВС РФ от 30.06.15 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», далее — постановление № 28).

Это значит, что снизить оплату до новой оценки (которая может произойти через 3–5 лет) не получится. Все платежи, налоги и штрафы правообладатель будет выплачивать исходя из установленной оценкой стоимости.

Cнизить кадастровую стоимость и как следствие уменьшить обязательные платежи возможно не только на будущее время, но и за прошедший период. Закон позволяет применять сниженную кадастровую стоимость вне зависимости от момента вынесения решения с 1 января года, в котором заинтересованное лицо обратилось в комиссию или суд (ст. 24.20 закона № 135-ФЗ).

Например, собственник участка подал заявление в комиссию 30 декабря 2016 года. Она вынесла решение об отказе в конце января 2017 года. В феврале собственник обратился в суд (с тем же отчетом).

Суд вынес в его пользу решение, которое вступило в силу в середине 2017 года.

В описанном случае земельный налог необходимо пересчитать исходя из сниженной кадастровой стоимости начиная с 1 января 2016 года.

Nota bene!
Чтобы присвоить участку один из условно разрешенных видов использования, придется проходить процедуру публичных слушаний (ст. 39 Градостроительного кодекса РФ).

Способ № 3. Измените вид разрешенного использования земельного участка

Кадастровая стоимость зависит от вида разрешенного использования (ВРИ). Это значит, что смена ВРИ, за который закон требует более высокую оплату, на другое ВРИ поможет снизить расходы на плату за землю (в рамках одного кадастрового квартала стоимость квадрата в зависимости от ВРИ может различаться в тысячи раз). Так, в кадастровом квартале 50:45:0000000 (г.

Королев Московской области) квадратный метр земли под многоквартирным домом стоит почти 10 000 рублей, под гостиницей — около 5000 рублей, а под объектом сельхозназначения — менее 30 рублей (приложение 2 к распоряжению Минэкологии МО от 27.11.

13 № 566-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области»).

Если ВРИ участка меняется в промежутке между кадастровыми оценками, оценщики вычисляют удельные показатели кадастровой стоимости (УПКС). Данные об УПКС оформляются в виде таблиц.

Зная кадастровый квартал, в котором находится участок, а также ВРИ участка, в этой таблице можно найти стоимость одного квадратного метра земли.

Чтобы узнать кадастровую стоимость, умножьте найденное в таблице значение на площадь участка (владелец знает площадь своего участка, УПКС можно посмотреть в нормативном акте, который его утверждает).

Например, УПКС по земельным участкам Санкт-Петербурга утвердил соответствующий приказ (приказ Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 01.06.12 № 158 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в Санкт-Петербурге»).

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c3caecf24fdbc00ab3c729d/chetyre-sposoba-osporit-kadastrovuiu-stoimost-kakie-deistviia-pomogut-platit-za-zemliu-menshe-5c88d5fe475eeb00b37769b4

Изменилась кадастровая стоимость земельного участка. Действия бухгалтера бюджетного учреждения

Изменение кадастровой стоимости земли

В настоящее время учреждения госсектора используют земельные участки, в том числе расположенные под объектами недвижимости, на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Учитывают такие земельные участки на счете 10300 «Непроизведенные активы». Основанием для учета на балансе земельного участка служит документ — свидетельство, подтверждающее право пользования земельным участком.

Учитывают землю по кадастровой стоимости. Об этом говорится в п.71 Инструкции 157н.

Повышение квалификации в Контур.Школе: Бухгалтерский учет в бюджетных организациях. Главному бухгалтеру бюджетного, казённого, автономного учреждения. Диплом о профессиональной переподготовке 272 ак.часа.

, 30 онлайн-уроков: теория и практикаКроме того, учреждение может иметь земельные участки на праве безвозмездного пользования или арендовать земельный участок по договору аренды (субаренды).

Такие участки земли в соответствии с действующими инструкциями учитываются на забалансовых счетах.

Право оперативного управления землей Земельный кодекс РФ не предусматривает.

Государственные (муниципальные) учреждения являются плательщиками земельного налога, если земельные участки закреплены за ними на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Земельный налог — это местный налог, устанавливается гл.

31 Налогового Кодекса РФ, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Земельный налог и авансовые платежи по нему уплачиваются организациями в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ.

На основании статьи 388 НК РФ организации, имеющие земельные участки на праве безвозмездного пользования, в том числе праве безвозмездного срочного пользования, или переданные им по договору аренды, не платят земельный налог.

Налоговой базой для начисления налога на землю, согласно ст. 390 Налогового кодекса, служит кадастровая стоимость земельного участка. Это та сумма, которая облагается налогом. Именно поэтому всем организациям госсектора стоит знать кадастровую стоимость собственного участка земли, следить за ее изменением, поскольку она напрямую связана с размером налога на землю, подлежащему уплате.

Пунктом 14 статьи 396 НК РФ установлено, что по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель, территориальные органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости по письменному заявлению налогоплательщика.

Заказать выписку из ЕГРН можно на официальном сайте Росреестра, в МФЦ, в территориальном органе кадастровой палаты.

В соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется, исходя из кадастровой стоимости земельных участков, признаваемых объектом налогообложения по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Если земельный участок образован в течение налогового периода,то налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на день внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций являются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года (ст. 393 НК РФ). Для земельного налога муниципальные образования, а так же города федерального значения Москва, Санкт-Петербург и Севастополь вправе не устанавливать отчетный период.

Учреждение госсектора, имея право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, может быть освобождено от уплаты земельного налога. Перечень льгот по земельному налогу приведен в статье 395 НК РФ. Например, согласно п. 1 ст.

395 НК РФ освобождаются от обложения земельным налогом организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций.

Кроме того, в каждом конкретном регионе РФ могут быть предусмотрены льготы для учреждений по уплате земельного налога.

Сам земельный налог относится к местным налогам, и в связи с этим налоговые ставки и налоговые льготы для налогоплательщиков устанавливаются муниципальным законодательством.

Как рассчитать земельный налог

Расчет суммы налога учреждение производит самостоятельно.

Например, у казенного учреждения на праве постоянного (бессрочного) пользования имеется земельный участок, кадастровая стоимость которого — 2 500 000 руб. Учреждение не имеет налоговых льгот в соответствии с НК РФ и местным законодательством. Налоговая ставка по земельному налогу установлена в размере 0,3%. Муниципальным законодательством предусмотрены авансовые платежи по налогу.

Сумма земельного налога составит:
2 500 000 руб. х 0,3%=7500руб.

Сумма авансового платежа за 1-й, 2-й и 3-й кварталы составит:
2 500 000 руб. х 0,3% х ¼=1875руб.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной по приведенной выше формуле, и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу (п. 5 ст. 396 НК РФ):

7500 руб. – (3 x 1875 руб.) = 1875 руб.

В соответствии с Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н расходы на уплату земельного налога относятся на статью 290 «Прочие расходы» КОСГУ по коду вида расходов 851 «Уплата налога на имущество организаций и земельного налога».

Но кадастровая стоимость земельного участка может изменяться. Как определить налоговую базу для расчета земельного налога при изменении кадастровой стоимости в течение налогового периода?

Действия бухгалтера при расчете земельного налога

Действия бухгалтера по расчету земельного налога будут зависеть от причины изменения кадастровой стоимости земли.

Рассмотрим несколько случаев:

1.Переоценка кадастровой стоимости земли. Согласно Федеральному закону от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» не реже, чем один раз в пять лет и не чаще, чем раз в три года (для Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя — два года) происходит оценка кадастровой стоимости земли.

Если в связи с этим изменилась кадастровая стоимость земельного участка и произошло это в течение налогового периода, то, согласно действующей редакции НК РФ такое изменение не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, то есть действует на будущее время. Новая кадастровая стоимость земли будет служить налоговой базой с 1 января следующего налогового периода.

2. Изменение вида разрешенного использования земельного участка, его перевод из одной категории земель в другую или изменение площади земельного участка, приводящее к изменению кадастровой стоимости земельного участка.

В этом случае действует следующее положение статьи 391 НК РФ: «изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка, его перевода из одной категории земель в другую и (или) изменения площади земельного участка учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости».

Действует это положение с 1 января 2018г. (в пункт 1 статьи 391 внес изменение Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. № 335-ФЗ)

Данное изменение кадастровой стоимости земельного участка теперь нужно учитывать при расчете налоговых обязательств не со следующего налогового периода, а со дня внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости.

3. Успешное оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Если кадастровая стоимость завышена и ее сумма больше рыночной стоимости земельного участка, то такую кадастровую стоимость можно оспорить.

Лицензированный эксперт установит реальную рыночную стоимость земли. На основании заключения специалиста комиссия или суд примет соответствующее решение и изменит кадастровую стоимость.

На практике это означает, что можно существенно сократить расходы по налогу на землю.

Оспаривание кадастровой стоимости юридическими лицами происходит в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.

  Оспорить кадастровую стоимость земли могут также органы государственной власти, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Оспаривание кадастровой стоимости происходит двумя способами:

  • путем обращения в суд;
  • при помощи обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Порядок оспаривания результатов кадастровой стоимости земельного участка определен статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.

1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и статьей 22 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

 По официальной статистике Росреестра, почти половина всех обращений в комиссию по пересмотру кадастровой стоимости заканчиваются успехом заявителя.

В случае положительного решения Росреестр самостоятельно внесет все необходимые изменения в ЕГРН на основании решения комиссии, которое она обязана направить в Росреестр в течение 5 рабочих дней со дня принятия (п. 19 ст. 22 Закона № 237-ФЗ).

При изменении кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда, измененная кадастровая стоимость учитывается при определении налоговой базы по земельному налогу, начиная с налогового периода, в котором подано заявление о ее пересмотре, но не ранее даты внесения в ЕГРН, которая являлась предметом оспаривания (ст. 391 НК РФ, письма Минфина России от 29.03.2017 № 03-05-05-02/18237, от 01.03.2017 № 03-05-05-02/11335, от 22.02.2017 № 03-05-05-02/10148).

Применение установленной решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости за периоды, предшествующие году подачи заявления об оспаривании, Налоговым кодексом не предусмотрено (письмо Минфина России от 24.08.2017 № 03-05-06-02/54275).

Например, если организация в феврале 2018 года подает в комиссию заявление об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной цены и комиссия удовлетворит требование, то новую кадастровую стоимость организация должна применить при налогообложении с 1 января в 2018 года.

4.Исправление ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости участка. Такую ошибку исправляет регистрирующий орган, Росреестр. Об этом должны уведомить владельца участка в течение 3 рабочих дней, направив уведомление по форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2016 № 173.

При расчете земельного налога такое изменение кадастровой стоимости, в соответствии со статьей 391 НК РФ нужно учитывать, начиная с того налогового периода, в котором была применена ошибочно определенная кадастровая стоимость.

Например, в мае 2017 года учреждение получило уведомления от регистрирующего органа об исправлении ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости. Налогоплательщику нужно подать в инспекцию уточненный расчет за I квартал 2017 года и пересчитать сумму авансового платежа по земельному налогу за этот период.

Изменение стоимости земельных участков, учитываемых в составе нефинансовых активов, в связи с изменением их кадастровой стоимости необходимо отразить в бухгалтерском учете. В соответствии с п. 28 Инструкции № 157н.

сделать это нужно в том финансовом году, в котором произошли изменения кадастровой стоимости, с отражением указанных изменений в бухгалтерской отчетности. Дата отражения в учете и отчетности изменения стоимости земельного участка должна быть согласована с учредителем учреждения.

Этот факт следует отразить в пояснительной записке (ф.0503160, ф.0503760).

Обобщим основные моменты. Если учреждение госсектора на праве постоянного (бессрочного) пользования имеет земельный участок, то оно является плательщиком земельного налога.

Земельный налог относится к местным налогам, и в связи с этим налоговые ставки и налоговые льготы для налогоплательщиков устанавливаются муниципальным законодательством. Расчет суммы налога учреждение производит самостоятельно.

Чтобы рассчитать земельный налог без ошибок и избежать штрафов, бухгалтеру нужно внимательно отслеживать изменения кадастровой стоимости земельного участка.

Источник: https://School.Kontur.ru/publications/1584

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.