Использование земель сельскохозяйственного назначения не по назначению

Содержание

Использование земель не по их целевому назначению

Использование земель сельскохозяйственного назначения не по назначению

Многие собственники ошибочно полагают, что имея на руках свидетельство о праве собственности на земельный участок, они могут распоряжаться им по своему усмотрению.

На самом деле это не так и за нецелевое использование участка владельца или арендатора могут привлечь к ответственности и наложить штраф.

В качестве субъектов правонарушений в данном случае могут выступать как физические, так и юридические лица.

Законодательство

Здесь различают следующие категории участков:

  • земли резервного, водного, лесного фонда;
  • охраняемые объекты и территории;
  • участки промышленного фонда (территории, находящие свое применение в энергетике и телевидении;
  • земли оборонного и космического комплекса;
  • сельхозземли;
  • земли, принадлежащие населенным пунктам (в том числе, под ИЖС).

Помимо категорий, различают виды земель, определенные с учетом регионального зонирования.

Основные разновидности земель, которыми владеют россияне, следующие: ИЖС, ЛПХ, садоводство и огородничество.

Уточнить разрешенное использование своей земли можно на публичной кадастровой карте.

Отдельная статья Земельного кодекса обязует всех собственников пользоваться землями только с учетом их предназначения. Самовольное изменение назначения не допускается, только по согласованию с уполномоченными инстанциями.

Приказ Минэконоразвития №540 от 2014 года содержит детальный перечень объектов, которые могут располагаться на участке в зависимости от его целевого предназначения. Так, например, на участке под ИЖС допускается построить дом не выше 3 этажей. При этом он должен быть предназначен для проживания, а не ведения предпринимательской деятельности (например, организации гостиницы).

Почему граждане нередко идут на нарушения целевого использования? Обычно это связано с желанием сэкономить на покупке участка и налогообложении. Так, участок под ИЖС будет дешевле аналогичного, выделенного под бизнес-цели. Нередко на таких землях организуют магазины или шиномонтажные мастерские, что позволяет собственникам снизить налогооблагаемую базу.

Другое распространенное нарушение: собственнику выделили землю под сельское хозяйство, а он построил там жилой дом. При этом он может приложить определенные усилия и перевести категорию земель из с/х в ИЖС. Тогда собственник сможет узаконить строения.

Нарушение законодательства карается административным штрафом. Важно отметить, что это касается не только нецелевого использования, но и неиспользования земельных наделов.

Как происходит установление факта нецелевого использования участка

Земля находится под особым государственным контролем. За соблюдением законных условий использования участка следит специальный комитет земельного надзора Росреестра и местная администрация.

Установление факта нецелевого использования участка может осуществляться:

  • по поступившему заявлению от соседей или председателя СНТ (собственники соседних земель обычно заинтересованы в надлежащем использовании земель и недопущении длительного не возделывания участков);
  • по информации, поступившей от ФНС (обычно служба занимается выявлением факта незаконной предпринимательской деятельности) или органов прокуратуры;
  • в ходе внеплановой проверки уполномоченных структур пр.

Алгоритм наложения ответственности за нецелевое использование земель состоит из таких этапов:

  • При обнаружении факта нецелевого использования (неиспользования земель) собственники или уполномоченные структуры ставят в известность местное отделение Росреестра. Предварительно они обычно пытаются решить проблему мирным путем через переговоры с собственникам.
  • В ходе проверки специалисты Росреестра составляют акт обследования земельного участка и направляют собственнику требование с предусмотренным разумным сроком для устранения нарушений и выплаты компенсации (при наличии обстоятельств, указывающих на упущенную выгоду истца).
  • Если нарушение так и не было устранено, то иск о привлечении землевладельца к административной ответственности передается в суд (ст. 7.1. гл.7 КоАП). В составленном протоколе указывается на основания использование земель, местоположение участка, его категория и размер; какие нормы закона были нарушены собственником.
  • Суд принимает решение с учетом того, действительно ли было нарушено административное законодательство. По результатам рассмотрения дела суд открывает исполнительное производство для взыскание штрафных санкций/упущенной выгоды или же вовсе может изъять участок у землепользователя. При этом нельзя изъять земли, на которых пользователь начал возводить дом, посадил сад или огород.

Ответственность и штрафы в 2017 году

Размер штрафных санкций за нецелевое использование земельных участков не менялся с весны 2015 года. Именно тогда были существенно увеличены штрафы за эти правонарушения, а ряд санкций был привязан к кадастровой стоимости земель ( речь идет об отсутствии сельскохозяйственных работ на участках соответствующего назначения, строительных работ для земель под ИЖС).

Административный кодекс предусмотрел ответственность за невыполнение собственником обязанности по рекультивации участков, улучшению их свойств, приведение земель в непригодное состояние, непроведение мероприятий по защите земель (например, уничтожению сорняков и сенокошению).

Штрафы также варьируются в зависимости от категории собственника: это физлицо или организация.

Размер штрафов за нецелевое использование земель или неиспользование в 2017 году:

Вид нарушенияФизлицаОрганизации
Нецелевое использование0.5-1% от кадастровой стоимости ( но не менее 10 тыс.р.)2% от кадастровой стоимости (от 100 тыс.р.)
Неиспользование земли под огородничество и строительство1-1.5% (от 20 тыс.р.)З-5% (от 400 тыс.р.)
Неиспользование земли под с/х0.3-0.5% (мин. 3000 р.)2-10% (мин. 200 тыс.р.)
При отсутствии кадастровой стоимости и использовании не по назначению10-20 тыс.р.100-200 тыс.р.
При отсутствии кадастровой стоимости и использовании не по назначению участков под огородничество и ИЖС20-50 тыс.р.400-700 тыс.р.
Несвоевременно выполненные/невыполненные действия по отношению к участку, повлекшие его непригодность20-50 тыс.р.200-400 тыс.р.

Судебная практика

Дело в том, что истцам обычно очень сложно доказать факт допущенных нарушений: например, то что участок под ИЖС используется в предпринимательских целях.

По поводу понятия «нецелевого использования» также не сложилось общей практики. Так, одни суды исходят из понимания целевого использования как соответствующего целям его предоставления.

Другие же суды указывают на то, что если изменения направления деятельности не выходят за рамки целевого использования, то основания для привлечения к административной ответственности отсутствуют.

Таким образом, нецелевое использование земель в России карается штрафными санкциями, как и неиспользование сельхозземель, непринятие мер по улучшению свойств почвы.

Максимальное наказание, которое грозит нерадивому владельцу земли, это ее изъятие в пользу государства. Надзором за использованием земель собственниками занимается региональное отделение Рореестра.

Размер штрафа за нецелевое использование земель или неиспользование участков привязан к кадастровой стоимости и зависит от категории участка и владельца (является ли он физическим или юридическим лицом). При отсутствии кадастровой оценки штрафы устанавливаются в фиксированном размере. После существенного роста штрафов в 2015 году их размер не претерпевал изменений.

Судебная практика по вопросам нецелевого использования земель достаточно противоречивая, судьи принимают диаметрально противоположные решения по идентичным вопросам. Своевременное изменение категории участка позволяет избежать административной ответственности.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/ispolzovanie-vladenie/pravo/ispolzovanie-zemel-ne-po-celevomu-naznacheniyu.html

Постановление Правительства РФ от 18 сентября 2020 г. N 1482

Использование земель сельскохозяйственного назначения не по назначению

Обзор документа

22 сентября 2020

В соответствии со статьей 6 Федерального закона “Об обороте земельсельскохозяйственного назначения” Правительство Российской Федерациипостановляет: 1. Утвердить прилагаемые признаки неиспользования земельных участковиз земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению илииспользования с нарушением законодательства Российской Федерации. 2. Признать утратившим силу постановление Правительства РоссийскойФедерации от 23 апреля 2012 г. N 369 “О признаках неиспользованияземельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственногопроизводства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственнымпроизводством деятельности в субъектах Российской Федерации” (Собраниезаконодательства Российской Федерации, 2012, N 18, ст. 2230). Председатель ПравительстваРоссийской Федерации М. Мишустин УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1482 Признаки неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации 1. Признаками неиспользования земельных участков из земельсельскохозяйственного назначения по целевому назначению являются: наличие на 50 и более процентах площади земельного участказарастания сорными растениями по перечню согласно приложению и (или)древесно-кустарниковой растительностью (за исключением поле- илесозащитных насаждений, плодовых и ягодных насаждений), и (или) наличиедерна, характеризующегося переплетением корней, побегов, корневищмноголетних сорных растений, глубина которого достигает 15 и болеесантиметров (за исключением наличия дерна на земельных участках,предназначенных и используемых для выпаса сельскохозяйственных животных),и (или) распространение деградации земель; наличие признаков, указанных в абзаце втором настоящего пункта, на20 и более процентах площади земельного участка, отнесенного вустановленном порядке к особо ценным продуктивным сельскохозяйственнымугодьям. При этом признаки, указанные в настоящем пункте, считаютсяпризнаками неиспользования земельных участков из земельсельскохозяйственного назначения по целевому назначению, еслиодновременно с ними отсутствует ведение сельскохозяйственной деятельностина оставшейся площади земельного участка либо ведение такой деятельностименее чем на 25 процентах площади земельного участка: а) выращивание сельскохозяйственных культур и обработка почвы – наземельном участке, предназначенном для растениеводства (за исключениемсадоводства); б) работы по закладке, выращиванию, уходу за многолетними плодовымии ягодными культурами, виноградом и иными многолетними культурами иуборке их урожая – на земельном участке, предназначенном для садоводстваили выращивания многолетних насаждений; в) работы по возделыванию и уборке однолетних и многолетних трав(сенокошение, заготовка зеленых, сочных и грубых кормов), разведению и(или) выпасу сельскохозяйственных животных – на земельном участке,предназначенном для животноводства; г) работы по разведению, содержанию и использованию пчел, размещениюульев, зимовника; пасечной постройки для обработки продукциипчеловодства, хранения сотовых рамок, пчеловодного инвентаря, иныхобъектов и оборудования, необходимого для пчеловодства и разведения иныхполезных насекомых, а также работы по возделыванию медоносных(энтомофильных) культур, кустарников и деревьев, перечень которыхопределяется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, – наземельном участке, предназначенном для пчеловодства; д) работы по выращиванию подроста деревьев и кустарников, саженцев,сеянцев, используемых в сельском хозяйстве, а также иныхсельскохозяйственных культур для получения рассады и семян, обработкепочвы – на земельном участке, предназначенном для питомников; е) работы, предусмотренные подпунктами “а” – “д” настоящего пункта,- на земельном участке, предназначенном для сельскохозяйственногопроизводства или для научного обеспечения сельского хозяйства. 2. Признаками использования земельных участков из земельсельскохозяйственного назначения с нарушением законодательства РоссийскойФедерации являются: а) наличие на земельном участке постройки, имеющей признакисамовольной; б) загрязнение земельного участка химическими веществами, в томчисле радиоактивными, отходами производства, отнесенными в соответствии сзаконодательством Российской Федерации к I и II классу опасности; в) захламление земельного участка иными предметами, не связанными сведением сельского хозяйства, на 20 и более процентов площади земельногоучастка; г) наличие на земельном участке, на котором осуществлена высадкасельскохозяйственных культур, сильной засоренности сорными растениями поперечню, предусмотренному приложением к настоящему документу: длямалолетних сорняков на 1 м2 свыше 250 штук; для многолетних, карантинныхсорняков на 1 м2 свыше 8 штук, за исключением случаев, предусмотренныхпунктом 1 настоящего документа. Примечания: 1. Для целей настоящего документа площадью земельногоучастка является площадь, содержащаяся в сведениях Единогогосударственного реестра недвижимости, либо при отсутствии в Единомгосударственном реестре недвижимости таких сведений – вправоустанавливающих и правоудостоверяющих документах на земельныйучасток, иных документах, подтверждающих площадь и границы такогоземельного участка. 2. Признаки, указанные в пунктах 1 и 2 настоящего документа, неучитываются, если они выявлены на площади частей земельных участков: а) на которых расположены здания и сооружения, защитные лесныенасаждения, водоемы и водотоки; б) которые включены в границы особо охраняемых территорий и зон сособыми условиями использования территорий, использование которых дляцелей ведения сельского хозяйства ограничено в соответствии с правовымрежимом таких территорий и зон; в) которые подвержены деградации, вызванной чрезвычайной ситуациейили чрезвычайным явлением; г) в отношении которых проводятся работы по рекультивации иликонсервации земель в установленном порядке; д) которые находятся под парами, то есть свободные от возделываемыхсельскохозяйственных культур для повышения плодородия и накопления влагив почве на срок не более 2 лет; е) которые непригодны для сельскохозяйственного производства илииной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, если ихналичие не связано с действиями (бездействием) правообладателя земельногоучастка. ПРИЛОЖЕНИЕ к признакам неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации Перечень сорных растений для установления признаков неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации Многолетние сорные растения Корневищевые – пырей ползучий, хвощ полевой, колосняк ветвистый(острец), свинорой пальчатый, сорго алеппское (гумай), снытьобыкновенная, лютик ползучий, борщевик Сосновского, тысячелистникобыкновенный, пижма обыкновенная, мята полевая, чина клубненосная,тростник южный. Корнеотпрысковые – осот полевой, бодяк полевой, все виды молочая,горчак розовый, вьюнок полевой (березка), латуки – татарский и компасный. Стержнекорневые – одуванчик лекарственный, полынь обыкновенная. Малолетние сорные растения Яровые – овес пустой (овсюг), плевелы – расставленный, льняной иопьяняющий, ежевник петушье (куриное) просо, мышей – зеленый и сизый,мятлик однолетний, марь белая, солянки южная и холмовая (курай,перекати-поле), щирицы – назад запрокинутая, жминдовидная и белая,звездчатка средняя (мокрица), горчица полевая, капуста полевая, редькадикая, конопля, гречиха татарская (кырлык), пикульники – все виды,гречишка вьюнковая, горец щавелелистный, горец птичий, торица полевая,череда трехраздельная, ромашка пахучая, дымянка лекарственная,мелколепестник канадский, липучки – пониклая и отклоненная, кривоцветполевой, крестовник обыкновенный, желтушник левкойный, жерушник болотный,дурнишники – колючий и зобовидный, канатник Теофраста, лебеда татарская,живокость полевая, циклахена дурнишниковая, подмаренник цепкий,подсолнечник сорно-полевой, просо сорное, мак-самосейка, портулакогородный, якорцы наземные, золотарник канадский. Зимующие – гулявник высокий, ярутка полевая, пастушья сумкаобыкновенная. Озимые – костер ржаной и полевой, рыжик – мелкоплодный, метлицаобыкновенная (метла), фиалка полевая. Двулетники – чертополохи разных видов, белена черная, донник -желтый и белый, ромашка непахучая, смолевка белая, яснотки – пурпурная истеблеобъемлющая. Сорные растения – паразиты Заразиха ветвистая, подсолнечниковая и египетская Карантинные сорные растения Карантинные объекты, отсутствующие на территории Российской Федерации Бузинник пазушный (ива многолетняя) (Iva axillaris Pursh.) Ипомея плющевидная (Ipomoea hederacea L.) Ипомея ямчатая (Ipomoea lacunosa L.) Паслен каролинский (Solanum carolinense L.) Паслен линейнолистный (Solanum elaeagnifolium Cav.) Подсолнечник реснитчатый (Helianthus ciliaris DC.) Стриги (все виды) (Striga spp.) Ценхрус малоцветковый (Cenchrus pauciflorus Benth.) Череда волосистая (Bidens pilosa L.) Карантинные объекты, ограниченно распространенные на территории Российской Федерации Амброзия многолетняя (Ambrosia psilostachya DC.) Амброзия полыннолистная (Ambrosia artemisiifolia L.) Амброзия трехраздельная (Ambrosia trifida L.) Горчак ползучий (Acroptilon repens DC.) Паслен колючий (Solanum rostratum Dun.) Паслен трехцветковый (Solanum triflorum Nutt.) Повилики (Cuscuta spp.) Прострел (подснежник, сон-трава, Pulsatilla) Горицвет весенний (адонис весенний, стародубка, Adonis vernalis) Ломонос (княжик сибирский, Atragene sibirica) Клопогон (клоповник, Cimicifuga) Вех ядовитый (цикута, Cicuta) Болиголов (Conium) Вороний глаз (Paris) Волчеягодник (волчье лыко, дафне, Daphne) Копытень (Asarum) Чернокорень (куриная слепота, Cynoglossum officinale) Чемерица (Veratrum)

Обзор документа

Нецелевое использование сельхозугодий будут определять по новым признакам. Заново установлены признаки неиспользования с/х земель по целевому назначению или использования с нарушением законодательства. Они заменят признаки 2012 г. Признаки неиспользования определены с учетом периода и факта неиспользования, распространения негативных процессов при одновременном отсутствии признаков ведения с/х производства. В частности, определен перечень сорняков. Их доля не должна превышать 50%.

Признаки использования земель с нарушением определены с учетом законодательства, касающегося видов отходов и их классов опасности в зависимости от степени негативного воздействия, захламления участков, а также степени засоренности с/х культур сорняками.

Назад

Источник: https://www.garant.ru/hotlaw/federal/1412817/

Власти ужесточат надзор за нецелевым использованием сельхозземель

Использование земель сельскохозяйственного назначения не по назначению

Власти ужесточают надзор за нецелевым использованием сельхозземель.

С 1 июля обо всех таких выявленных фактах в налоговую службу будут сообщать органы земельного надзора. Таким образом, у ФНС появится еще один повод для доначисления земельного налога. Соответствующие изменения зафиксированы в Налоговом кодексе. Однако эта мера вряд ли целесообразна.

По моему мнению, такие подходы свидетельствуют об отсутствии свежих идей и понимания, куда нужно двигаться в земельной политике. Во-первых, государство остается крупнейшим земельным собственником – на его балансе около 92 процентов земель.

Среди земель сельхозназначения эта доля существенно меньше – в пределах 20 процентов, так как здесь была проведена массовая приватизация. Но между площадью сельхозугодий, которые числятся по учету, и сельхозугодьями, которые предоставлены сельхозпроизводителям, что называется, дистанция огромного размера.

Всего сельхозугодий в стране 222 миллиона гектаров, а предоставлено сельхозпроизводителям 193 миллиона. Вся непредоставленная земля находится в госсобственности, она не может быть используемой. А это 29 миллионов гектаров.

Чтобы эти участки могли быть использованы, они должны быть сформированы, зарегистрированы соответствующим образом и выставлены на обзор для всех желающих. Однако ничего из этого не сделано.

Минсельхоз: Ряд регионов не выполняет планы по экспорту продукции АПК

В ходе сельхозпереписи 2016 года нашли сельхозпроизводителей, за которыми было закреплено 142,7 миллиона гектаров сельхозугодий из 193 миллионов. А где же остальные? Если их не нашли переписчики, то как найдут контролеры?

Далее. Из земель, которые были закреплены за найденными во время сельхозпереписи производителями, использовалось только 125 миллионов гектаров. С ненайденных площадей налог не платится.

С тех, кого не нашли, налог не соберешь. Остается лишь 18 миллионов гектаров.

Возникает закономерный вопрос: ради чего затевается вся эта кампания? Ради того, чтобы повысить сумму собираемых налогов или чтобы стимулировать к использованию земель?

Кроме того, не везде то, что числится сельхозугодьями, возможно или целесообразно вводить в производство. Драматически снизилось поголовье крупного рогатого скота, овец и коз, пропорционально этому снизилось использование пастбищ.

Разве поможет ввести их в сельхозоборот повышенный налог? Я уверена, что пользователь скорее откажется от такого участка и даже обычного налога за него.

Может, и удастся один раз получить большой налог, но во второй раз это вряд ли получится.

Чтобы сократить площади неиспользуемых, заброшенных сельхозземель, необходимо разработать целостную земельную стратегию

Все площади посевов культур, на которые есть спрос, растут или как минимум не сокращаются. Практика показывает, что посевы кормовых и поголовье КРС снижались одинаковыми темпами. Так под какие цели можно вовлекать новые площади? Если нет резона производить на новых землях дополнительную продукцию, то это приведет только к отказу от такой земли.

Во-вторых, хотелось бы понять, как будут находить собственников или тех, кому земля передана в пользование, если в ЕГРН нет всех собственников и их участков? Предположим, проверяющие даже выявят, что участок не используется. Однако далеко не во всех субъектах можно легко найти, чей именно этот участок.

Далеко не все заброшенные земли, которые тем не менее числятся сельскохозяйственными угодьями, возможно или целесообразно снова возвращать в производство

В-третьих, кому и как будут вменять повышенный налог? Большая часть земли находится в долевой собственности. Будут каждому дольщику писать извещение? Но в отдельных хозяйствах их сотни.

В общем, предлагаемые нововведения сработают, если на территории есть большой спрос на землю, если вся земля от тысяч дольщиков перешла нескольким юрлицам и вся она зарегистрирована по полям и участкам в ЕГРН. И при всем этом есть и неиспользуемый участок. И его хочет использовать сосед.

Ему нужно помочь, если хозяин забросил участок. Но если такая идеальная картинка и существует, то в отдельных местах единичных субъектов.

Оформлять в собственность участки земли можно будет удаленно

Кроме того, при наших масштабах земельных угодий для выполнения этой задачи нужна целая армия проверяющих. Значит, нужны стимулы. Кроме того, сами признаки неиспользования требуют корректировки. Пока существующие механизмы коррупционноемкие.

При такой ситуации непонятно, для чего именно придумана эта инициатива. По моему мнению, чтобы сократить площади неиспользуемых, заброшенных земель, необходимо разработать целостную земельную стратегию как часть экономической.

И в ней понуждение к использованию земли может быть лишь одним из механизмов достижения единой цели. Но далеко не первым.

Справка

Сейчас для земель сельхозназначения применяется пониженная ставка земельного налога 0,3 процента. Для всех прочих земель установлена ставка 1,5 процента. Возможность доначислений налога до 1,5 процента существует и сейчас, если доказано неиспользование земель по целевому назначению. Такие судебные прецеденты есть.

Но с 1 июля органы земельного надзора наделены правом по своей инициативе сообщать о выявленных фактах нецелевого использования земель в налоговую службу. Кроме того, налоговая служба сможет запрашивать такую информацию у органов земельного надзора. Поэтому случаев доначисления может стать существенно больше.

Нововведение не коснется личных подсобных (дачных, садовых и т.п.) участков.

Источник: https://rg.ru/2020/07/09/vlasti-uzhestochat-nadzor-za-necelevym-ispolzovaniem-selhozzemel.html

Нецелевое использование земли: как решить проблему ?

Использование земель сельскохозяйственного назначения не по назначению

Штрафы за нецелевое использование земли

Пользование земельными наделами должно осуществляться с соблюдением основных законодательных актов – Гражданского, Земельного кодексов, Федеральных, Региональных законов, постановлений и указов.

А за нарушение данных норм предусмотрена административная ответственность.

Так, за нецелевое использование земли граждане и организации могут не только заплатить штраф, но и потерять право пользования своей или арендованной землей.

В статье мы объясним, что значит нецелевое использование, как действовать в случае, если вы узнали о таком нарушении. А также расскажем о том, какой штраф предусмотрен за использование земли не по назначению и что делать, если вы получили «письмо счастья».

Нецелевое использование земли: что это и каковы последствия ?

В России земли разделены на категории, закрепленные в ст. 7 ЗК РФ. Там же указано, что они должны использоваться по их целевому назначению.

* О категориях земель и видах их разрешенного использования читайте в нашей статье https://prokadastr.com/kategorii-zemel/.

Данное положение содержится и в ст. 42 ЗК РФ, где сказано, что как собственники, так и прочие пользователи участков обязаны использовать земли в соответствии с их назначением способом, не причиняющим вред природе.

Так, например, пользователь земли сельхозназначения обязан ее обрабатывать, засеивать, скашивать или использовать для нужд сельского хозяйства, соблюдая законодательство в области землепользования и природоохраны.

Однако практически в каждом регионе встречаются случаи, когда частная или арендованная государственная земля:

  • не используется и фактически заброшена;
  • предназначена для индивидуального строительства, а построены гостиницы или многоквартирные дома;
  • предназначена для ведения сельхоздеятельности, а на ней расположены промышленные объекты.

Эти примеры и есть прямое нарушение земельного законодательства – нецелевое использование земель.
Ответственность за нарушение правил целевого использования предусмотрена Административным кодексом в ст. 8.8 КоАП.

Как проверить назначение земли ?

Если у вас возникают сомнения по поводу назначения земли, то посмотреть эту информацию можно в документах, например в свидетельстве о праве собственности, в выписках из ЕГРН или ЕГРП (выдавались до 2017 г.), а также онлайн на публичной кадастровой карте.

Выявление нарушений

Увидеть нарушения в использовании ЗУ может любой гражданин. А установить этот факт официально только инспектор по использованию и охране земель Росреестра. При этом ему потребуется провести проверку, составить акт обследования и вынести соответствующее постановление.

Проверка осуществляется по решению уполномоченного органа, а также при поступлении заявлений от любых лиц. Предварительно нарушителю направляется уведомление о планируемой проверке с указанием даты и времени ее проведения.

Проводить проверку может не любой инспектор. Его назначает только Управление Росреестра и выдает соответствующее распоряжение, в котором указываются данные инспектора, данные ЗУ, дата проверки и основание для ее проведения.

В ходе проверки инспектор вправе запрашивать любые документы, которые будут являться подтверждением прав на владение, пользование ЗУ, а также документы на объекты капитального строительства.

Штрафы за нецелевое использование земли

Административным кодексом предусмотрены штрафы, размер которых варьируется от 2 тысяч до 700 тысяч рублей. Сумма зависит от следующих факторов:

  1. Категория нарушителя (физ. лицо, ИП или организация).
  2. Категория земель и ее назначение.
  3. Площадь.
  4. Кадастровая стоимость.

Напомним, что кадастровая стоимость (КС) значительно отличается от рыночной, а определить ее может только представитель бюджетного учреждения, созданного в каждом субъекте РФ.

Узнать КС можно непосредственно в Росреестре, заказав соответствующую выписку из ЕГРН, а также на сайте Кадастровой палаты, воспользовавшись электронным сервисом «Выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости» или публичной картой. Для последних 2 вариантов необходимо знать кадастровый номер участка и заполнить необходимые поля.

*Все о кадастровой стоимости: почему важно ее знать и как добиться пересмотра читайте здесь https://prokadastr.com/kak-snizit-kadastrovuju-stoimost/.

Размер штрафа для участков с КС считается в процентном соотношении, минимальный 0,1 %, а максимальный 10%. А если КС не определена, то платить придется фиксированную сумму, назначенную уполномоченным лицом.

Пример

Иванов владеет ЗУ, предназначенным для строительства индивидуального дома. Однако в течение 7 лет никаких действий, направленных на целевое использование участка, он не совершал.

Согласно ст. 8.8 КоАП РФ размер штрафа составляет 1-1,5 % от КС, но не меньше 20 тыс. рублей, а если КС не определена – от 20 т. р. до 50 т. р.

Если КС составит, например, 350 000 р. то штраф согласно процентному соотношению будет от 3 500 до 5 250 рублей. Но он не может быть меньше 20 т. р.

Таким образом Иванов должен заплатить штраф в размере 20 тысяч р.

Размеры штрафов для каждой категории земель и землепользователей

В таблицах ниже представлены размеры штрафных санкций для каждой категории земли и землепользователей.

1) За неиспользование или нецелевое использование сельхоз. земель (п. 2 ст. 8.8 КоАП РФ):

2) За неиспользование или нецелевое использование сельхозземель, полученных по результатам аукциона или решению суда о его изъятии из-за неиспользования по назначению (п. 2.1 ст. 8.8. КоАП РФ):

3) За неиспользование или нецелевое использование земель под ИЖС, садоводство и огородничество (п. ст. 8.8. КоАП РФ):

4) За неиспользование или нецелевое использование земель иной категории (п. 1 ст. 8.8 КоАП РФ):

При обнаружении нарушений в использовании земельного участка орган местного самоуправления, в лице инспектора по земельным делам, может наложить соответствующий штраф. А в случае неоплаты он вправе подать иск в суд с целью изъятия земли.

Что делать, если пришел штраф ?

После получения такого штрафа землепользователь должен оплатить его в течение 2 месяцев и устранить нарушения, т.е. начать строительство, засеять поля или другим образом использовать участок согласно его категории и назначению.

Также закон допускает перевод земли из одной категории в другую. Т.е. если, например, на участке для сельскохозяйственного использования построен завод по производству моющих средств, то следует изменить назначение на «Земли промышленности».

Однако, даже если вы устраните нарушения любым способом, то оплатить штраф все равно придется. Иначе он увеличится в 2 раза, и вместо 10 тысяч будет 20 тыс. рублей.

Если предписание уполномоченного органа было проигнорировано, то участок могут изъять. И не важно каким образом он был получен – куплен, приватизирован или унаследован. Если не по назначению используется арендованная земля, то договор аренды расторгается досрочно.

Обжалование штрафа

Безусловно, любые действия должностных лиц и вынесенные ими постановления можно обжаловать. Не исключение и штраф за нецелевое использование ЗУ. Но не стоит сразу, получив постановление, бежать в суд с иском. Скорее всего вы получите отказ в удовлетворении требований.

В первую очередь, стоит внимательно ознакомиться с выявленными нарушениями и обдумать правомерность ваших действий или бездействия. Ели вы считаете, что размер штрафа значительно превышен или, что исполнять предписания закона было невозможно, то тогда пишите заявление в Росреестр и при необходимости в Администрацию поселения.

Полученные ответы можно предоставить в суд вместе с иском. Это будет свидетельствовать о том, что вы не намеренно нарушили закон и пытались урегулировать вопрос без судебного разбирательства.

Пример

Примером может послужить дело, рассмотренное в 2017 г. в одном из районных судов Республики Башкортостан. Получив участок под ИЖС, гражданин А. на протяжении 6 лет ничего не строил. Участок пустовал, но был огорожен.

Инспектором была проведена плановая проверка и он вынес постановление об административном нарушении и назначил штраф в размере 10 тыс. р. Гражданин А. был не согласен, поскольку строительство не производилось из-за отсутствия коммуникаций и подъезда к участку.

Он написал 2 заявления с обоснованием причины (в Росреестр и Администрацию).

Получив два отказа, гражданин А. обратился в суд, предоставил документы на участок, межевой план, ситуационный план и письменные отказы.

Суд, проанализировав доводы участников дела, материалы дела, и опираясь на Российское законодательство установил, что проведение коммуникаций и подъезда обязанность администрации, согласно договора купли-продажи. И учел тот факт, что участок не был заброшен – территория ограждена и облагорожена. Заявление было удовлетворено, а Администрация была обязана исполнить свои обязательства.

Как избежать штрафа за нецелевое использование земли ?

Чтобы инспектор по земельным вопросам не выписал вам штраф, необходимо всегда соблюдать предписанные законом нормы:

  • Использовать участок по назначению или своевременно перевести его в другую категорию;
  • При эксплуатации земли не наносить вред природе и окружающей среде;
  • На сельхозземлях хотя бы раз в 3 года скашивать траву или осуществлять другую разрешенную деятельность.

Если вам нужна помощь квалифицированных инженеров, чтобы перевести ваш участок из одной категории земли в другую, решить вопросы, связанные с нецелевым использованием земли, тогда оставьте заявку на сайте Центрального кадастрового бюро. Мы свяжемся с вами в самые короткие сроки, ответим на интересующие вопросы и решим поставленные задачи.

Источник: https://prokadastr.com/necelevoe-ispolzovanie-zemli-kak-reshit-problemu/

Вас признали нарушителем по статье 8.8 КоАП РФ: что делать?

Использование земель сельскохозяйственного назначения не по назначению

Обратим внимание, что в статью 8.8 КоАП включены 3 самостоятельных состава административных правонарушений. Несмотря на то, что все правонарушения, перечисленные в этой статье, являются нарушениями в сфере общественных отношений по рациональному использованию и охране земель (почв), они отличаются друг от друга способом совершения.

На основании указанной статьи КоАП к административной ответственности могут привлечь за одно из следующих административных правонарушений:

  • использование земельного участка не по целевому назначению;в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием (ч. 1 ст. 8.8 КоАП );
  • неиспользование земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного производства, жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях (ч. 2, 2.1, 3 ст. 8.8 КоАП);
  • невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ч. 4 ст. 8.8 КоАП).

Рассмотрим каждое из вышеприведенных правонарушений более подробно.

1.1. Использование земельного участка не по целевому назначению

Законом регламентировано, что правообладатели земельных участков, обязаны использовать принадлежащие им земли в соответствии с целевым назначением земли, при этом методы использования не должны наносить вреда окружающей среде, в том числе земельным ресурсам(ст. 42 ЗК РФ).

Подробнее…

Каждый земельный участок по целевому назначению относится к одной из семи категорий земель (п. 1 ст. 7 ЗК РФ):

  • сельскохозяйственного назначения;
  • населенных пунктов;
  • промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
  • особо охраняемых территорий и объектов;
  • лесного фонда;
  • водного фонда;
  • запаса.

Кроме того, нецелевое использование земельного участка также предусматривает случаи использования участка не в соответствии с установленным для него видом разрешенного использования.

Вид разрешенного использования земельного участка определяет, какую деятельность можно вести на участке (п. 2 ст. 7 ЗК РФ, ст. 37 ГрК РФ).

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540.

Данное нарушение характеризуется совершением действий, направленных на использование земельного участка без соблюдения установленного для него режима эксплуатации, на сознательное изменение его целевого назначения.

Сведения о категории и разрешенном использовании земельного участка указываются в документах на землю, содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) и приводятся в выдаваемой выписке (п.п. 3, 4 ч. 5 ст. 8, ч. 1 ст. 21, ч.6 ст. 62 Закона о регистрации).

1.2. Неиспользование земельного участка

Данное административное правонарушение заключается в неиспользовании земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по его использованию в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом, т.е. собственник, арендатор или владелец земельного участка не выполняет принятых на себя в законном порядке обязательств по использованию участка в предназначенных целях и в установленный законом срок.

Другими словами, рассматриваемое административное правонарушение совершается в форме бездействия виновного лица.

Причем обязательным признаком указанного правонарушения является установленный для использования этого участка срок.

Это означает, что вопрос о наличии в действиях виновного лица состава данного правонарушения может быть поставлен только после истечения установленного законом срока.

Срок для привлечения к ответственности за неиспользование земельного участка по назначению устанавливается в зависимости от целевого назначения.

Так за неиспользование земельного участка из земель сельхозназначения привлекают в случае, если земельный участок не используется:

  • в течение 3-х и более лет для ведения сельхозпроизводства или другой связанной с этим деятельности.
  • в течение 1 года по целевому назначению после его приобретения на публичных торгах, если ранее такой участок:

– был изъят по решению суда в связи с тем, что он не использовался по целевому назначению или использовался с нарушением требований законодательства РФ;

– по информации органов земельного надзора не использовался по целевому назначению или использовался с нарушением требований 3 года и более (ч. 2.1 ст. 8.8 КоАП).

К ответственности за неиспользование земельных участков, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, привлекают в случае, если такие участки не используются в течение 3-х лет в целях, для которых они предоставлены (ч. 3 ст. 8.8 КоАП РФ, ст. 284 ГК РФ).

Подробнее…

При рассмотрении дел по данному правонарушению учитываются положения земельного и градостроительного законодательства, согласно которым в срок неиспользования земельного участка не включается время, потраченное на его необходимое освоение.

В частности, в этот срок не включается время, потраченное на проведение инженерных изысканий, получение градостроительного плана земельного участка, проведение работ по архитектурно-строительному проектированию, прохождение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, получение разрешения на строительство, а также время, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению в виду обстоятельств, исключающих такое использование.

Кроме того, в этот период не засчитывается время, когда участок нельзя было использовать в связи с обстоятельствами, которые исключают его использование, например стихийное бедствие (ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ, ст. 284 ГК РФ, п.п. 3, 4 ст. 6 Закона об обороте земель сельхозназначения).

1.3. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению

Данный вид правонарушения также выражается в бездействии виновного лица, а именно в не проведении действий, операций и процедур, направленных на улучшение состояния и повышение качества почв.

В ряде случаев оно может быть выражено в недостаточных или несвоевременных действиях, когда соответствующие мероприятия проводятся с нарушением сроков, технологий и иных требований, что фактически не дает необходимого эффекта.

В соответствии с ч.4 ст. 8.8 КоАП невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;также влечет наложение административного штрафа.

По общему правилу приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет (ч. 3 ст. 76 ЗК РФ).

При этом для привлечения к ответственности по ч.4 ст. 8.8 КоАП основное значение имеет срок, установленный для выполнения обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.

2. Органы, уполномоченные на привлечение к ответственности по ст. 8.8 КоАП РФ

Главой 23 КоАП определены органы, уполномоченные на привлечение к административной ответственности и рассмотрение дел об административных правонарушениях.

В отношении правонарушений, установленных ст. 8.8 КоАП, привлечение к административной ответственности осуществляют следующие органы:

  • Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) (ст. 23.15 КоАП) по делам об административных правонарушениях в отношении неиспользования земель сельскохозяйственного назначения в установленный законом срок (ч. 2 и 2.1 ст. 8.8 КоАП);
  • Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) и ее территориальные органы (ст. 23.21 КоАП) по делам об административных правонарушениях в связи с:
  • нецелевым использованием земельного участка;
  • неиспользованием земельных участков, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества в установленные сроки;
  • невыполнением или несвоевременным выполнением обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ч. 1, 3 и 4 ст. 8.8 КоАП).

3. Порядок устранения нарушения и обжалование постановления о привлечении к административной ответственности

Что же делать, если в отношении Вас вынесено постановление о назначении административного наказания за нарушения, предусмотренные статьей 8.8 КоАП?

В данном случае возможно два варианта действий в зависимости от того, согласны ли Вы с постановлением:

Если Вы согласны с постановлением о привлечении к административной ответственности, нужно:

  • оплатить назначенный штраф;
  • устранить выявленное нарушение.

Устранить нарушения можно различными способами, в зависимости от того, в чем именно заключалось правонарушение.

Правообладателем земельного участка могут быть предприняты следующие меры:

  • оформить в установленном порядке изменение категории или вида разрешенного использования участка;
  • начать строительство или другим образом начать использование участка согласно его категории и назначению;
  • исполнить обязанности по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.

Даже если вы устраните нарушения любым способом, оплатить штраф все равно придется!

И наоборот назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой такое наказание было назначено (ч. 4 ст. 4.1 КоАП). Это значит, что предписание об устранении нарушения земельного законодательства продолжает действовать и нарушение должно быть устранено.

В случае несогласия с вынесенным постановлением Вы вправе обжаловать его в судебном порядке.

Срок на подачу жалобы достаточно короткий и составляет всего 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен только судом по ходатайству заявителя (ч. 1 ст. 30.3 КоАП).

Суд вправе признать незаконным и отменить постановление о привлечении лица к ответственности.

Суд может отменить постановление о привлечении к ответственности в случае:

  • отсутствия события (состава) административного правонарушения;
  • непредоставления в суд со стороны надзорного органа, проводившего проверку и вынесшего постановление, доказательств нарушение закона или вины нарушителя.

Кроме того, в ряде случаев постановление можно оспорить по процессуальным основаниям (например, в связи с допущенными нарушениями правил организации и проведения проверки или составления протокола о правонарушении).

Также суд вправе признать нарушение малозначительным (ст. 2.9 КоАП), что послужит основанием для снижения размера штрафа.

Подробнее…

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5).

Источник: https://vladeilegko.ru/situations/vas-priznali-narushitelem-po-state-8-8-koap-rf-chto-delat/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.