Поделитесь текущей страницей:

Поиск по базе документов:

 

20 ноября 2009 года N 67-РЗ

 

ЧЕЧЕНСКАЯ РЕСПУБЛИКА

 

ЗАКОН

 

О ДОБРОВОЛЬНЫХ НАРОДНЫХ ДРУЖИНАХ

 

Принят

Парламентом Чеченской Республики

29 октября 2009 года

 

Статья 1. Создание добровольных народных дружин

 

1. Для решения населением вопросов местного значения по охране общественного порядка органами местного самоуправления Чеченской Республики на территории муниципального района или городского округа могут создаваться народные дружины, участие граждан в которых осуществляется на добровольной основе.

2. На основе настоящего Закона органы местного самоуправления Чеченской Республики принимают положения о конкретных народных дружинах, в которых определяется его структура и организация деятельности.

3. Орган местного самоуправления Чеченской Республики, создавший народную дружину, в двухдневный срок со дня ее создания обязан уведомить об этом соответствующий орган внутренних дел Чеченской Республики.

 

Статья 2. Задачи и функции народных дружин

 

1. Основной задачей народных дружин является оказание содействия правоохранительным органам по охране общественного порядка и окружающей среды на территории соответствующего муниципального образования.

2. Выполняя возложенные на них задачи, народные дружины:

1) участвуют совместно с сотрудниками органов внутренних дел в мероприятиях по охране общественного порядка;

2) проводят профилактическую воспитательную работу с лицами, склонными к совершению правонарушений и несовершеннолетними;

3) участвуют в проведении мероприятий в сфере охраны окружающей среды;

4) оказывают помощь органам государственной власти, органам местного самоуправления, правоохранительным органам в охране общественного порядка при стихийных бедствиях, эпидемиях, авариях, техногенных катастрофах и иных чрезвычайных ситуациях в рамках своих полномочий, предусмотренных настоящим Законом.

 

Статья 3. Принципы деятельности народных дружин

 

1. Деятельность народных дружин осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, уважения прав и свобод человека и гражданина, гласности.

2. Народные дружины в пределах своей компетенции решают стоящие перед ними задачи во взаимодействии с органами государственной власти, органами местного самоуправления, правоохранительными органами, общественными объединениями граждан.

 

Статья 4. Правовая основа деятельности народных дружин

 

Правовую основу деятельности народных дружин составляют Конституция Российской Федерации, нормативные правовые акты Российской Федерации и Чеченской Республики, муниципальные правовые акты, а также положения о народных дружинах.

 

Статья 5. Орган управления народных дружин

 

1. Общее руководство деятельностью народных дружин осуществляют органы местного самоуправления Чеченской Республики, принявшие решение об их создании.

2. Непосредственное руководство деятельностью народных дружин осуществляют органы управления народными дружинами (штабы), возглавляемые должностными лицами (начальниками штабов), уполномоченными соответствующими органами местного самоуправления Чеченской Республики.

3. Штаб народной дружины в пределах своих полномочий:

1) организует деятельность народной дружины;

2) принимает решение о приеме в народную дружину и отчислении из ее состава;

3) осуществляет планирование работы народной дружины, составляет и утверждает расчет, использование ее сил и графики дежурств, которые согласовывает с правоохранительными органами;

4) организует взаимодействие народных дружин с органами государственной власти, органами местного самоуправления, правоохранительными органами;

5) организует и проводит обучение дружинников методам работы по охране правопорядка, их правовую, специальную и физическую подготовку;

6) анализирует результаты работы дружинников, вносит в органы государственной власти, органы местного самоуправления, правоохранительные органы предложения по совершенствованию работы народной дружины, улучшению ее материально-технического обеспечения;

7) ходатайствует о поощрении дружинников, отличившихся при исполнении своих обязанностей.

 

Статья 6. Порядок приема в народную дружину и исключения из нее

 

1. В народную дружину принимаются на добровольной основе в индивидуальном порядке граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, способные по своим деловым и личным качествам исполнять обязанности народного дружинника.

2. Прием в народную дружину и отчисление из нее осуществляются по решению органа управления народной дружины (штаба), которое утверждается соответствующим органом местного самоуправления.

3. В народную дружину не могут быть приняты граждане:

1) имеющие неснятую или непогашенную судимость;

2) состоящие на учете в лечебно-профилактических учреждениях по поводу психического заболевания, наркомании или алкоголизма;

3) ранее осужденные за тяжкие и особо тяжкие преступления;

4) признанные по решению суда недееспособными или ограниченно дееспособными;

5) подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений против порядка управления или посягающих на общественный порядок и общественную безопасность;

6) не имеющие регистрации по месту жительства.

4. Народный дружинник может быть исключен из народной дружины в следующих случаях:

1) на основании личного заявления народного дружинника;

2) при наступлении обстоятельств, перечисленных в части 3 настоящей статьи;

3) в связи с неоднократным невыполнением народным дружинником требований положения о народной дружине или фактическим самоустранением от участия в ее деятельности;

4) в случае совершения народным дружинником противоправных действий.

 

Статья 7. Правовая и специальная подготовка дружинников

 

1. Дружинники в обязательном порядке проходят правовую и специальную подготовку, в ходе которой изучают действующее законодательство, нормативные акты, регламентирующие деятельность по охране правопорядка, формы и методы работы народной дружины по предупреждению и пресечению правонарушений, овладевают приемами самозащиты, навыками использования специальных и технических средств, способами оказания доврачебной помощи.

2. Формы обучения дружинников, учебные планы и программы разрабатывает и утверждает штаб народной дружины.

 

Статья 8. Удостоверение и отличительный знак (нарукавная повязка) народного дружинника

 

1. При осуществлении охраны общественного порядка народные дружинники должны иметь при себе удостоверение.

2. Удостоверение народного дружинника является документом строгой отчетности.

3. Порядок оформления, учета, выдачи и изъятия удостоверения народного дружинника определяется органом местного самоуправления.

4. Народный дружинник имеет установленного образца отличительный знак (нарукавная повязка).

 

Статья 9. Права народных дружинников

 

Народный дружинник, участвуя в охране общественного порядка, имеет право:

1) требовать от граждан и должностных лиц прекратить противоправные деяния;

2) участвовать в случае привлечения его к мероприятиям по охране общественного порядка, проводимым органами внутренних дел, совместно с их сотрудниками в проверке документов у граждан, а также в производстве досмотра транспортных средств;

3) оказывать содействие сотрудникам органов внутренних дел в задержании лиц, подозреваемых в совершении правонарушений, и в доставлении задержанных в орган внутренних дел, орган местного самоуправления или другие места для выяснения их личности и обстоятельств нарушения;

4) охранять самостоятельно или по просьбе сотрудников органов внутренних дел места происшествия, обеспечивать сохранность вещественных доказательств совершения правонарушений;

5) содействовать органам внутренних дел во временном ограничении или запрещении движения граждан и транспортных средств, в ограничении допуска граждан на отдельные участки местности и их оцеплении, в обеспечении вынужденного пребывания там граждан и выводе их с этих участков.

 

Статья 10. Обязанности народных дружинников

 

Народный дружинник обязан:

1) добросовестно выполнять распоряжения и указания начальника штаба добровольной народной дружины, а также уполномоченных сотрудников органов внутренних дел при участии народного дружинника в мероприятиях, проводимых указанными органами;

2) при объявлении сбора народной дружины прибыть к месту сбора в установленном порядке;

3) не допускать необоснованного ограничения прав и свобод граждан, не совершать действий, имеющих целью унижение чести и достоинства человека и гражданина;

4) в случае обращения граждан с сообщениями о событиях или фактах, угрожающих личной безопасности и общественному порядку либо в случае непосредственного обнаружения народным дружинником указанных событий или фактов принять меры к предотвращению и пресечению правонарушения, задержанию лица его совершившего и сообщить об этом в ближайший орган внутренних дел либо начальнику штаба;

5) принимать меры по оказанию помощи гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений или несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном или ином состоянии, опасном для их жизни и здоровья;

6) знать права и обязанности дружинника, изучать формы и методы предупреждения и пресечения правонарушений, постоянно совершенствовать свои правовые знания, повышать уровень специальной и физической подготовки;

7) быть тактичным, вежливым и внимательным по отношению к гражданам;

8) иметь при себе и предъявлять гражданам, к которым обращено требование о прекращении противоправного деяния, удостоверение установленного образца;

9) оказывать помощь, в том числе первую доврачебную, гражданам, пострадавшим от правонарушений, несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном или ином состоянии, опасном для их жизни;

10) разъяснять правонарушителям причины и основания ограничения их прав и свобод и порядок их обжалования;

11) не допускать разглашения сведений, относящихся к частной жизни, личной и семейной тайне граждан, а также иной конфиденциальной информации, ставшей известной в связи с осуществлением деятельности по обеспечению правопорядка.

 

Статья 11. Полномочия органов местного самоуправления Чеченской Республики по руководству народными дружинами

 

Органы местного самоуправления Чеченской Республики организуют и направляют деятельность народных дружин по выполнению поставленных перед ними задач и в пределах своих полномочий:

1) решают вопросы их материально-технического обеспечения;

2) принимают меры к укреплению народных дружин, обеспечивают их взаимодействие с правоохранительными органами и соблюдение законности в их деятельности, заслушивают руководителей народных дружин;

3) устанавливают образец отличительного знака (нарукавная повязка) дружинника.

 

Статья 12. Взаимодействие органов внутренних дел с народными дружинами

 

1. Органы внутренних дел оказывают всемерное содействие и поддержку народным дружинам в выполнении возложенных на них задач, предоставляют необходимую информацию о правонарушениях, проводят работу по правовому обучению дружинников, обеспечивают их юридической литературой, участвуют в работе штабов народных дружин, поощряют в пределах своих полномочий дружинников, активно участвующих в охране правопорядка.

2. Органы внутренних дел:

1) обеспечивают взаимодействие с народными дружинами, способствуют активному их вовлечению в проведение мероприятий по поддержанию и укреплению общественного порядка;

2) проводят инструктажи дружинников, ознакомление их с оперативной обстановкой;

3) оказывают народным дружинам практическую помощь в планировании и учете работы, осуществляют непосредственное руководство действиями дружинников на объектах и маршрутах патрулирования;

4) привлекая народные дружины для их участия в мероприятиях по охране общественного порядка, обязаны обеспечить безопасность народных дружинников.

3. Порядок взаимодействия народных дружин с органами внутренних дел определяется совместным решением соответствующих органов местного самоуправления и органов внутренних дел.

 

Статья 13. Общие условия и пределы применения народными дружинниками физической силы и оружия самообороны

 

1. Народные дружинники могут применять физическую силу для устранения опасности, непосредственно угрожающей им или иным лицам, в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости в пределах, установленных законодательством Российской Федерации.

2. Для защиты жизни, здоровья и собственности народные дружинники в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости могут применять имеющееся у них на законных основаниях оружие самообороны в соответствии с Федеральным законом от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии".

3. О применении физической силы и оружия самообороны народный дружинник в течение 24 часов обязан сообщить начальнику штаба либо в штаб добровольной народной дружины.

 

Статья 14. Ответственность народного дружинника

 

1. За неправомерные действия при осуществлении охраны общественного порядка народный дружинник несет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

2. Вред, причиненный физическим или юридическим лицам неправомерными действиями народного дружинника, подлежит возмещению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, за счет средств органа местного самоуправления, принявшего решение о создании народной дружины, с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.

3. Неправомерные действия народного дружинника могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 

Статья 15. Обязательность исполнения законных требований дружинника

 

1. Законные требования дружинника во время несения им дежурства обязательны для исполнения гражданами и должностными лицами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории органов местного самоуправления Чеченской Республики, где действует народная дружина.

2. Неисполнение законных требований дружинника и действия, препятствующие исполнению возложенных на него обязанностей, влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

 

Статья 16. Гарантии правовой и социальной защиты народных дружинников

 

1. Народные дружинники при исполнении общественных обязанностей находятся под защитой государства.

2. На народных дружинников распространяются гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством для исполнения работниками общественных обязанностей.

3. Органы государственной власти и органы местного самоуправления Чеченской Республики в пределах своих полномочий вправе устанавливать дополнительные гарантии социальной защиты граждан, участвующих в охране общественного порядка.

4. Народные дружинники не несут ответственности за моральный, материальный и физический вред, причиненный правонарушителю в рамках своих полномочий, предусмотренных федеральным законодательством и настоящим Законом.

 

Статья 17. Меры морального и материального стимулирования дружинников

 

1. Дружинники, активно участвующие в охране общественного порядка, могут поощряться руководителями органов внутренних дел, предприятий, учреждений и организаций в пределах их компетенции путем:

1) объявления благодарности;

2) награждения благодарственным письмом;

3) награждения почетной грамотой;

4) награждения ценным подарком;

5) предоставления дополнительно оплачиваемого отпуска сроком до пяти дней за счет предприятия, учреждения или организации, очередного отпуска в удобное для дружинника время, если это предусмотрено в коллективном договоре;

6) предоставления путевки на льготных условиях в санаторий или дом отдыха за счет предприятия, учреждения и организации, если это предусмотрено в

7) коллективном договоре;

8) предоставления им иных льгот и преимуществ.

При утверждении положения о народной дружине органами местного самоуправления Чеченской Республики могут быть предусмотрены иные меры морального и материального стимулирования дружинников.

2. За особые заслуги в выполнении общественного долга и проявленные при этом мужество и героизм дружинники могут награждаться органами государственной власти Чеченской Республики, органами местного самоуправления и органами внутренних дел, соответственно государственными муниципальными и ведомственными наградами, а также представляться к государственным наградам Российской Федерации.

3. Меры материального стимулирования, включая денежное вознаграждение за выполнение дружинниками обязанностей по охране общественного порядка, могут применяться органами местного самоуправления, органами внутренних дел, предприятиями, учреждениями и организациями за счет специальных фондов, созданных за счет добровольных пожертвований физических и юридических лиц.

 

Статья 18. Меры взыскания, применяемые к дружинникам

 

1. К дружинникам, недобросовестно относящимся к своим обязанностям, допускающим нарушения дисциплины, штабы народной дружины могут применять следующие виды взысканий:

1) замечание;

2) выговор;

3) строгий выговор;

4) исключение из состава народной дружины.

2. За противоправные действия дружинники несут установленную законами Российской Федерации ответственность.

3. В случае недобросовестного отношения к своим обязанностям, серьезных упущений в организации работы полномочия должностного лица (начальника штаба) могут быть приостановлены органами местного самоуправления до решения вопроса об освобождении его от занимаемой должности (общественных обязанностей) или о наложении взыскания.

 

Статья 19. Финансовое и материально-техническое обеспечение народных дружин

 

1. Содержание народных дружин, их материально-техническое обеспечение является расходным обязательством муниципального образования.

2. Дополнительными источниками народных дружин могут быть благотворительные взносы, добровольные безвозмездные пожертвования и иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе оказывать финансовую и материально-техническую поддержку деятельности народных дружин, созданных в муниципальных образованиях.

 

Статья 20. Прекращение деятельности (ликвидация) народной дружины

 

1. Прекращение деятельности (ликвидация) народной дружины осуществляется по решению соответствующего органа местного самоуправления.

2. Оставшиеся после прекращения деятельности (ликвидации) народной дружины имущество и материальные ценности передаются в распоряжение органов местного самоуправления.

 

Статья 21. Вступление в силу настоящего Закона

 

Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.

 

Президент

Чеченской Республики

Р.КАДЫРОВ

г. Грозный

20 ноября 2009 года

N 67-РЗ

 

 



Законодательство субъектов РФ // Чеченская Республика //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoregiona20.ru, 2012 - 2018